[<10>] ====== Толкования Пс. 44:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Стрелы твоя изощрены, сильне: людие под тобою падут в сердцы враг царевых** **Стрелы Твоя изощрены, Сильне.** **Стрелами** называет святых Апостолов, которые в самое сердце наносили решительные раны врагам Царя царствующих. Эти-то стрелы, в сердце поражавшие мысленных врагов, возмогли поднебесную повергнуть к ногам Христовым и подклонить под иго царства Христова. В переносном же смысле (εv υπερβατω) стихи эти означают следующее: стрелы Твои изощрены, Сильне, в сердцах врагов царя. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Стрелы твоя изощрены, сильне: людие под тобою падут в сердцы враг царевых** **«Стрелы Твоя изощрены, Сильне»**. Изощренные стрелы Сильного – это меткие слова, которые, достигая сердца слушателей, поражают и уязвляют чувствительные души. Ибо сказано: //«Словеса мудрых якоже остны воловии»// [[old:ekl:12:11|(Еккл. 12, 11)]]. Посему и псалмопевец, молясь некогда об избавлении его от современных коварных людей, в уврачевание //«языка льстива»// просит //«изощренных стрел Сильнаго»//. Но просит также и //«углей пустынных»// (ср.: [[old:ps:119:03|Пс. 119, 3, 4]]), чтобы, кого по окаменению сердца не касаются стрелы слова, для тех готово было мучение, которое и назвал //«углями пустынными»//. Для тех, которые сами себя лишили Бога, необходимо приготовление пустынных углей. Ныне же **«стрелы Твоя изощрены»**. Сими стрелами уязвляются души, восприявшие веру и расплавленные сильною любовью к Богу. Они говорят подобно невесте: //«уязвлена есмь любовию аз»// [[old:pp:02:05|(Песн. 2, 5)]]. Неисповедимая же и неизреченная доброта Слова – это красота премудрости и знак Божий в образе Его. Посему блаженны любозрители истинной доброты. Как привязанные к ней любовью и воспламеня в себе любовь небесную и блаженную, они забывают родных и друзей, забывают свой дом и имение, не помнят даже о телесной потребности есть и пить, но преданы единой и чистой любви. Под изощренными стрелами можешь разуметь и посланных сеять Евангелие в целой вселенной; они по своей изощренности сияли делами правды и неощутительно проникали в души поучаемых. Сии-то стрелы, посланные повсюду, приуготовили народы к тому, что они пали к стопам Христовым. Но мне кажется, что с большею последовательностью мыслей восстановится речь чрез перестановку слов, так что выйдет следующий смысл: «наляцы и успевай, и царствуй, и наставит Тя дивно десница Твоя, и людие под Тобою падут», потому что «стрелы Твоя изощрены в сердцы враг Царевых». Ни один богоборец, и кичливый, и гордый, не падает ниц пред Богом, но падают те, которые приняли послушание веры. Стрелы же, падшие в сердца прежде бывших врагов Царевых, влекут их к желанию истины, влекут их ко Господу, чтобы бывшие врагами Богу примирились с Ним по научении. **//Беседы на псалмы. Беседа на сорок четвертый псалом.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Стрелы твоя изощрены, сильне: людие под тобою падут в сердцы враг царевых** См. Толкование на [[old:ps:044:04#svt_ioann_zlatoust|Пс. 44:4]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Стрелы твоя изощрены, сильне: людие под тобою падут в сердцы враг царевых** В еврейском нет сильнее — остальное почти так же. И этот стих особенно к лицу тебе, уязвленной стрелой Господа, поющей с невестой в Песни: //Я изнемогаю от любви// [[old:pp:02:05|(Песн. 2:5)]]. Нет ничего удивительного, что у Жениха твоего много стрел, о которых говорится в 119-м псалме: //Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными// [[old:ps:119:04|(Пс. 119:4)]], ибо Он стрела Отца и говорит у Исаии: //Соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня// [[old:is:49:02|(Ис. 49:2)]]. И Клеопа, раненный вместе с другим этими стрелами на пути, говорит: //Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?// [[new:lk:24:32|(Лк. 24:32)]]. И в другом месте читаем: //Яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясенных// [[old:ps:126:04|(Пс.126:4)]]. Этими стрелами ранен и пленен весь мир. Павел был стрелой Господа; пущенный луком Господним от Иерусалима до Иллирии, он летел туда и сюда, спешил пройти до Испании, чтобы, как быстрая стрела, повергнуть к стопам Господа своего Восток и Запад. И поскольку у могущественнейшего Царя много врагов, раненных огненными стрелами диавола, пораженных, как олень, ударом дротика в печень, то огненные стрелы Господа бросаются с опустошительными углями, чтобы очистить в сердце врагов Царя, что было порочного, и вытеснить спасительным огнем огонь губительный. //**К Принципии. Объяснение 44-го псалма.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Стрелы Твоя изощрены, Сильне: людие под Тобою падут в сердцы враг Царевых** Острыми стрелами действуя против врагов, будешь ты метать их прямо и уязвлять сердца вражеския, народы же, над которыми властвовали враги, научишь поклоняться Тебе; потому что стрелы Твои, Сильный, изощрены, оне в сердце врагов царевых; а по уязвлении врагов //«людие падут под Тобою»//, воздавая Тебе должное поклонение. Сим пророческое слово, возвестив совершенное Господом по вочеловечению, открывает потом естество самаго вочеловечившагося Бога-Слова. ===== Евфимий Зигабен ===== **Стрелы Твоя изощрены, Сильне, **(от них)** людие под Тобою падут в сердце враг царевых** (проникнут) Все толковники говорят, что в сих словах— оборот переложения; правильно они должны стоять в следующем порядке: стрелы Твои, сильный, изощрены в сердце врагов царя. Враги падут под Тобою. Стрелами Христовыми называются, по словам //св. Василия//, слова Евангелия, с одной стороны потому, что они как стрелы скоро прошли и пролетали вселенную, с другой потому, что удачно и весьма счастливо поразили души людей удобоприводимых в чувство. Стрелы сии изощрены по причине блистательности и остроты Божественных слов, так как слова Божественного Евангелия—истинно светлы и рассекают грех. Сильным называет Христа не только по всесильному Божеству Его, но и потому что силою совершенств своего человечества победил диавола. Сии, говорит, стрелы Божественных слов вонзились в сердце прежде бывших врагов Царя—Бога и уязвили их Божественною любовью столько, что многие из них могут говорить слова плененной невесты: Я уязвлена любовью [[old:pp:05:08|(Пес.песн. 5,8)]]. Ибо стрелы сии, уязвив, не умертвили уязвленных, но напротив того и мертвых оживотворили для добродетели и привлекли их к Божественной любви. Наконец—народы падут под Тобою, значит то, что многие покорятся Тебе, то есть, кто только будет уязвлен Божественными стрелами Твоей любви. Под стрелами Христовыми можно разуметь и апостолов Христовых, как изъясняет //Григорий Нисский//; они были как бы изощрены, ибо были блистательны по жизни своей, и, на подобие стрел, проникали сердца учеников своих учением своим. Окончив сим рассуждение о человечестве Христовом, Давид, по словам //Феодорита//, отселе восходит к созерцанию Божества Его. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Стрелы Твоя изощрены, сильне: людие под тобою падут в сердцы враг царевых** **Стрелы твоя** нужно дополнить словом **суть**, или **могут быть**. **Людие под тобою падут** нужно считать вводным предложением, в котором показывается действие таких стрел; враги падают толпами, и царь переезжает чрез них; **в сердцы враг** – краткословие: проникнут в сердце, т.е. глубоко вонзятся. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Стрелы твоя изощрены, сильне: людие под тобою падут в сердцы враг царевых** Очевидно, что речь прервана от сильного восхищения. Пророк видит воинов и Царя, напрягающих луки; стрелы их изощрены - еще они не пущены, но пророк уже говорит о падении и поражении неприятеля. В обыкновенном порядке должно так сказать: стрелы Твои изощрены, они метко несутся в сердца врагов, и враги падут к стопам Твоим. В таинственном смысле пророк представляет Царя благодатного царства Иисуса Христа и Его воинов - св. апостолов. Их стрелы остры и метки; они несутся прямо в сердца: //ибо живо слово Божие, и острейше паче всякого меча обоюду остра// [[new:evr:04:12|(Евр. 4:12)]]; оно проходит даже до разделения членов и мозгов. Пророк видит, как сии духовные стрелы пустятся во всех странах вселенной и народы падут к стопам Господа Иисуса! **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Стрелы твоя изощрены, сильне: людие под тобою падут в сердцы враг царевых** //Все враги падут пред Тобою, Ты - царь правды и Тебя воспевают из Твоих чертогов// См. Толкование на [[old:ps:044:04#lopuxin_ap|Пс. 44:4]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Стрелы Твоя изощрены, Сильне: людие под Тобою падут в сердцы враг царевых** Изощренныя, или, что то же, острые **стрелы** относятся к вооружению того же победоносного Царя, Которого изображает здесь прекрасными чертами псалмопевец, но называя Его опять **сильным**, или всемогущим, он вдохновенно проразумевает Мессию, Христа – вечного Царя мира, и в последней половине стиха от сильного пророческого восхищения речь его является как бы прерванной, недосказанной. Пророк видит воинов и Царя, напрягающих луки; **стрелы их изощрены**, – еще они не пущены, но пророк уже говорит о поражении и падении неприятеля. В обыкновенном порядке должно бы так сказать: стрелы Твои изощрены, они метко несутся в сердца врагов, и враги падут к стопам Твоим. В таинственном смысле пророк представляет Царя благодатного Царства, Господа Иисуса Христа, и Его воинов – св. апостолов. Их стрелы остры и метки; они несутся прямо в сердца: ибо «//живо слово Божие и действенно, и острейше паче всякаго меча обоюду остра//» [[new:evr:04:12|(Евр. 4:12)]]. Оно проходит даже до разделения составов и мозгов. Пророк видит, как эти духовные стрелы (слова евангельской проповеди) пущены будут во всех странах вселенной, **пронзят сердца** людей (**враг царевых** – врагов Царя царей, по отчуждению их от жизни Божией), и народы **падут** к стопам Господа Иисуса. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]