[<10>] ====== Толкования Пс. 44:13 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И дщи Тирова с дары: лицу твоему помолятся богатии людстии** **И дщи Тирова с дары.** Призванием одного народа (разумею тирян) означает призвание всех язычников. Тирян же поименовал потому, что они наипаче были врагами благочестивого жития. **Лицу Твоему помолятся богатии людстии.** Говорит это, благовествуя самим царям и сильным: покланяйся Церкви, или Господу ее. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **И дщи Тирова с дары: лицу твоему помолятся богатии людстии** Кажется, что в Хананейской стране идолопоклонству предавались с особенным усердием. А главный город Хананеи – Тир. Посему пророческое слово, склоняя Церковь к повиновению, говорит, что и **«дщи Тирова»** придет некогда с дарами. **«И лицу твоему богатии людстии»** поклонятся **«с дары»**. Не сказал: тебе поклонятся **«с дары»**, но – **«лицу твоему»**. Ибо не Церковь приемлет поклонение, но глава Церкви – Христос, Которого Писание наименовало Лицем. **//Беседы на псалмы. Беседа на сорок четвертый псалом.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И дщи Тирова с дары: лицу твоему помолятся богатии людстии** См. Толкование на [[old:ps:044:11#svt_ioann_zlatoust|Пс. 44:11]] ===== Прп. Нил Синайский ===== **и дщи тирова с дары: лицу твоему помолятся богатии людстии** //«Тир»// значит затруднительность или скорбь. Но после затруднения и скорби, насылаемых на нас демонами, когда перенесем их великодушно, увидим возрождающееся для нас лучшее, упокоевающее нас от предшествовавшего труда состояние, которое дарует нам Бог свыше. Таково-то, думаю, псаломское изречение: **«дщи Тирова с дары»** [[old:ps:044:13|(Пс. 44:13)]]. Потому что большую часть Божественных дарований примечаем зарождающимися в душе после затруднения и скорби. **//Письма на разные темы. Монаху Евгению.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **и дщи тирова с дары: лицу твоему помолятся богатии людстии** В еврейском: «о дочь сильнейшего, богатые из народа с дарами помолятся лицу твоему». Еврейское слово sor, которое, следуя Семидесяти, читаем у Иезекииля, может быть переводимо — «Тир», «несчастие», «сильнейший» или «сильнейшая» и «кремень», то есть «твердейший камень». От этого и произошла ошибка в настоящем месте. Аквила, Семьдесят, Феодотион и Пятое издание перевели «Тир»; Шестое оставило еврейское слово сор, Симмах— , то есть «сильнейшая». Мы отнесли это имя к Богу, так что та, которой выше сказано: слыши, дщи, и виждь, именуется дочерью «сильнейшаго». Впрочем, и сама она может быть названа «сильнейшею», как уподобившаяся сильному отцу, как такая, лицу коей с различными дарами помолятся богатые народы. Богатые — это богатые всеми добродетелями и знамением; или те, кто считаются богатыми в этом веке, мудрые мира этого и изучившие науки философские, или, лучше,— те, кто были богаты прежде, имели слово Божие, заветы, пророков, то есть народ израильский. Ибо как до Пришествия Спасителя те, кто был из Тира, то есть из народа язычников, обращались с мольбами к богатому народу израильскому и через него были вводимы во храм, так после Пришествия Господа все, возжелавшие уверовать из народа израильского (некогда богатые близостью к Богу и покровительством Его), придут к дочери Тира и, принеся различные дары добродетелей и исповедания Христа, помолятся ей, чтобы в среде язычников найти то спасение, которое потеряли в Иудее. //**К Принципии. Объяснение 44-го псалма.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И дщи Тирова с дары: лицу твоему помолятся богатии людстии** **«И дщи Тирова с дары».** Другие три переводчика повелевали самой царице сотворить поклонение. //Акила// и //Феодотион// перевели: //«и да поклонишися Ему»//, а //Симмах//: //«ибо Он есть Господь твой, и поклонися Ему»//. Но семьдесят научают царицу, что жених есть не ея только Господь, но и тех, которые осмеливаются еще прекословить, так что и дщери тирския принесут дары и изъявят готовность служить. А в сих дщерях Пророк дает видеть всеобщее нечестие. Ибо Писанию обычно целое означать частию. Так в другом месте падением Ливана предвещается совершенное прекращение суеверия. Ибо сказано: //«Ливан же с высокими падется»// ([[old:is:10:24|Ис.10:24]]). В последующих же словах Пророк упоминает не о тирской только дщери, но о многих. **«Лицу Твоему помолятся богатии людстии».** Лице Церкви в собственном смысле есть Сам Владыка; потому что Он глава телу. Сказано: //«и Того даде главу выше всех Церкви»// ([[new:ef:01:22|Еф.1:22]]). Можно видеть, что пророчество сие получило уже исполнение, потому что изобилующие богатством и знаменитые высотою сана чествуют именуемое здесь лице Церкви. А поелику Пророк сказал, что царица //«в ризах позлащенных одеяна»//, подвижников же добродетели украшает малоценность одежд, почему и проводят они жизнь в таких одеждах; то объясняет, в чем именно состоит сия многоценность убранства. ===== Евфимий Зигабен ===== **И дщи Тирова с дары: лицу твоему помолятся богатии людстии** **И дщи Тирова с дары** Тир был полон идолов, и более нежели все другие города был нечестив. Но Давид пророчествует здесь, что и он принесет дары Христу, то есть, строения храмов, различные приношения и всякое другое служение: придет, говорит, с дарами, иначе, дщерь Тира принесет дары. Еврейскому языку обычно называть дщерью всякий город, потому что всякий город есть часть и как бы дочь во всякой стране и епархии. Так назвал город Вавилон дщерью Вавилона, иначе всей епархии Вавилона: дщерь Вавилона несчастная! [[old:ps:136:08|(Пс. 136,8)]]. О таковом обыкновении смотри в конце стиха [[old:ps:072:28|28]]-го 72-го псалма: Во вратах дщери Сиона. Слова //Златоуста//: Оставя речь о вселенной, пророк говорит о соседственном городе, которым тогда владело нечестие, о краеградии (акрополе) диавола, означая частью целое, то есть, одним народом Тирским выражая призывание всех народов, потому что, как кажется, в стране Ханаанской, глава которой был Тир, упражнялись в идолопоклонстве с особенным прилежанием. В высшем смысле Тир означает стеснение, или скорбь. Итак, после скорби, причиняемой злыми духами, когда перенесем ее мужественно, мы увидим у себя порождение лучшего состояния, которое успокоить нас от прежнего злострадания (у //Никиты//). **Лицу твоему помолятся богатии людстии** Лицем Давид здесь называет главу; а как глава христианской церкви Христос: то будут молиться Ему, то есть, будут просить или чтить Его, как сказал //Феодотион//, цари и правители и владельцы, так как они-то богатые из народа. А если и они будут почитать Христа, то не гораздо ли более будут почитать Его подвластные им народы? По изъяснении //Феодорита//, под лицем церкви разумеются и святые патриархи, apxиереи и священники, которых также почитают цари, как служителей и посредников пред Богом. Того ж //Златоуста//: Живущим добродетельно приносят честь и угождают все, даже изобилующие богатством, и достоинствами (ибо добродетель выше всякого изобилия); мы видим также, что и церковь почитается всеми. И хорошо сказал: лицу твоему, то есть, твоей славе, твоей доброте, твоей красоте. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **и дщи тирова с дары: лицу Твоему помолятся богатии людстии** Когда она сделает это и вследствие своей преданности станет в близком отношении к Царю, тогда и сам богатый и гордый Тир поклонится пред царицей, посредством даров будет искать ее благосклонности, чтобы чрез ее посредство быть принятым от Царя в Его царство. **Дщи Тирова**, т.е. город Тир; он всегда держался независимо от Израиля, гордясь своим богатством и силою, не хотел иметь дело с теократическим народом; поэтому он употреблен здесь как представитель гордых языческих народов. **Богатии людстии** может значить: все богатые из народа, т.е. из народов: богатейшие, могущественнейшие народы. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **и дщи тирова с дары: лицу твоему помолятся богатии людстии** См. Толкование на [[old:ps:044:11#lopuxin_ap|Пс. 44:11]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **и дщи тирова с дары: лицу твоему помолятся богатии людстии** См. Толкование на [[old:ps:044:11#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 44:11]] [<10>]