[<10>] ====== Толкования Пс. 44:14 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Вся слава дщере Царевы внутрь: рясны златыми одеяна и преиспещрена** **Вся слава дщере царевы внутрь: рясны златыми.** Словом **«внутрь»** означает благочестие, ибо украшение Церкви есть духовное. **Ряснами** же именует многие виды добродетелей. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 14-15 **Вся слава дщере Царевы внутрь: рясны златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся тебе** Поскольку она очистилась от лукавства древних учений, повинуясь наставлению, забыв //«люди своя и дом отца своего»//, то Дух Святый описывает ее качества. И поскольку видит сокровенную ее чистоту, говорит: **«вся слава Дщери Царевы»**, то есть Христовой невесты, которая чрез сыноположение стала уже **«дщерию»** Царю, **«внутрь»**. Псалом убеждает нас вступить во внутреннейшие тайны славы Церковной, потому что красота невесты есть внутренняя. Ибо кто благоукрашает себя для Отца, видящего //«в тайне»// (ср.: [[new:mf:06:04|Мф. 6, 4]]), и молится, и все делает не напоказ людям, но чтобы только быть видимым единому Богу, то имеет всю славу **«внутрь»**, как и **«дщерь Царева»**. Посему и **«рясны златые»**, которыми она **«одеяна и преиспещрена»**, также **«внутрь»**. Ничего не ищи в наружном золоте или в телесном преиспещрении, но представь себе одеяние, достойное украшать созданного по образу Творца, как говорит Апостол: //«Совлекшеся ветхаго человека… и облекшеся в новаго, обновляемаго в разум по образу Создавшаго»// [[new:kol:03:09|(Кол. 3, 9–10)]]. И кто облекся //«во утробы щедрот, благость, смиреномудрие, кротость и долготерпение»// [[new:kol:03:12|(Кол. 3, 12)]], тот облечен внутренне, украшен по внутреннему человеку. И Господом Иисусом советует //«облещися»// Павел (ср.: [[new:rim:13:14|Рим. 13, 14]]), не по внешнему человеку, но так, чтобы ум наш покрывало памятование о Боге. И думаю, что тогда изготовляется ткань духовной одежды, когда к назидательному слову присовокупляются и дела, с ним сообразные. Как, в основу вплетая уток, ткут одежду для тела, так, когда за предваряющим словом следуют сообразные с ним дела, уготовляется сим благолепная одежда душе, имеющей вполне и словом и делом добродетельную жизнь. А рясны привешивают к одежде, и их должно понимать также в духовном смысле, почему и называются они златыми. Поскольку слово обширнее дела, то оно составляет как бы некие рясны, которые спущены вниз с ткани деятельности. За невестою же Господнею следуют некоторые души, не приявшие к себе семян чуждого учения, и они-то приведутся к Царю, сопровождая невесту. Да слышат же давшие Господу обет девства, что девы приведутся к Царю, но девы, которые близки к Церкви, следуют за нею, а не уклоняются от Церковного благочиния! **//Беседы на псалмы. Беседа на сорок четвертый псалом.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Вся слава дщере Царевы внутрь: рясны златыми одеяна и преиспещрена** Так как он упомянул о лице, одеж­дах и красоте, то, чтобы кто-нибудь из людей грубых не стал представлять чего-нибудь чувственного, далее говорит: **«вся слава Дщери Царя – внутри Ее; одета она золотою бахромою, преукрашенная»**. Проникни, говорит, в сердце ее, познай красоту души ее; о них я говорю тебе; хотя упоминаю об одежде, красоте, золоте, бахромах, драгоценно­стях и другом подобном, но речь – о сердце, учение – о душе, слово – о добродетели, о внутренней славе. Потом, когда уже вразумил грубого слушателя сказанными словами, он опять смело обращает речь к чувственным изображениям. **«Одета она золотою бахромою, преукрашенная»**. Другой переводчик (неизвестный переводчика, см. Ориг. Экз.) говорит: //«бахромами золотыми испещрена»//. Под именем зо­лота пророк опять разумеет добродетель. Так и Павел го­ворит: //«строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы»// [[new:1kor:03:12|(1Кор.3:12)]], обозначая на­званиями этих веществ добродетель и порок. Чтобы ты не представлял себе таким заключающееся внутри, – он не дозво­ляет тебе останавливаться на внешности, но устремляет мысль твою внутрь. Как тело, облеченное золотом, является прекрас­ным, – так прекрасною является и душа, облеченная добродетелью. **//Беседы на псалмы. На псалом 44.//** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Вся слава дщере Царевы внутрь: рясны златыми одеяна и преиспещрена** Притча о десяти девах показывает различие в и в образе жизни. Ибо, хотя все они хранили девство, однако же не все имели одинаковое попечение о прочих добродетелях, думали же некоторые, что сей одной добродетели достаточно, чтобы войти в царствие. Но нелицеприятный суд показал, что неполезно и девство, если нет сострадательности. И **вся слава дщери царевы преиспещрена**; то есть, надлежит ей быть украшенною **рясны златыми** всех добродетелей. А если кто хранит девство и хвалится этим, то не имеет большего преуспеяния — смирения; ибо, как написано, не девство хранящий, но //смиряяй себе вознесется// [[new:lk:18:14|(Лк.18:14)]]. //**Письма. Книга I.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Вся слава дщере Царевы внутрь: рясны златыми одеяна и преиспещрена** **Вся слава дщери цареви внутрь, рясны** (бахромой) **златыми одеяна и преиспещрена**. В еврейском: «Вся слава дочери царевой внутри, золотыми перевязями обвита она». Вместо , поставленного у Семидесяти и переведенного нами внутри, в некоторых экземплярах встречается esebon, что значит помышления. Из чего видно, что вся слава Церкви, коей выше сказано: Слыши, дщи, и виждь и«о дочь Тира» и которая теперь называется дочерью царевой, есть внутренняя и в помышлениях, то есть во внутреннем человеке, и не в рукотворенном, а в духовном обрезании, имеющем дерзновение совести перед Богом; как и вся красота более в силе смыслов, чем в цветистости слов. Как в основу, которая дает бахрому, вплетается уток и вся крепость одежды заключается в основе, так в различные смыслы Писаний, из которых соплетается все облечение Церкви, входит нечто и из природы, и из нравов; и это-то именно означает одежда Ааронова, сотканная из золота, пурпура, червленицы, виссона и гиацинта [[old:ish:28:39|(Исх. 28:39)]], — одежда, которую делали женщины, получившие от Бога мудрость тканья. И чтобы мы могли уразуметь всю красоту дщери царевой внутрь, она сама говорит в Песни: //Царь ввел меня в чертоги свои// [[old:pp:01:03|(Песн. 1:3)]]; в этих чертогах, заключив двери уст, нам повелено молиться Богу Отцу (см.: [[new:mf:06:06|Мф. 6:6]]). И 9-й псалом надписывается: О тайных сына. И Иосиф носил разноцветную одежду (см.: [[old:gen:37:03|Быт.37:3]]), которую соткала ему мать Церковь. К одной из этих бахромок Спасителя прикоснулась кровоточивая и выздоровела (см.: [[new:mf:09:20|(Мф. 9:20-]][[new:mf:09:22|22)]]. Еврейское «золотыми перевязями обвита она» значит то же самое, что и выше: «Вся слава дочери царевой внутри»; пеленами смыслов Божественных и обвиваются внутренние члены Церкви, и прикрывается все тщеславие чрева. Невеста не может забыть этих перевязей — по Иеремии [[old:ier:02:32|(Иер. 2:32)]], перевязей, стягивающих перси и покрывающих грудь, вкоей суть помышления. //**К Принципии. Объяснение 44-го псалма.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Вся слава дщере царевы внутрь: рясны златыми одеяна и преиспещрена** Внутри себя, говорит Пророк, имеет она благолепие добродетели, и сияет многоразличными дарованиями Святаго Духа; потому что действия Божия Духа различны. Ибо //«разделения дарований суть, а тойжде Дух. Овому Духом дается слово премудрости, иному же слово разума о том же Дусе: другому же вера тем же Духом, иному же пророчество, иному же роди языков»// ([[new:1kor:12:04|1Кор.12:4–10]]). А Церковь состоит из многих духовных человеков, приявших различныя дарования Духа. Посему Пророк разделение дарований справедливо уподобил златым ряснам; потому что рясны отдельны одна от другой, но вместе и соединены, как привешенныя к одной и той же ризе. ===== Евфимий Зигабен ===== **Вся слава дщере Царевы внутрь: рясны златыми одеяна и преиспещрена** **Вся слава дщери царевы внутрь** Чтобы кто либо не подумал, что выше сказанные одежды и красота церкви—чувственны; то посему здесь возводит ум слушателей к умственным, и говорит, что вся красота, все благолепие и одеяние церкви умственны и духовны, а посему находятся в душе, а не в теле: потому что Богу угодна и драгоценна красота душевная, а не телесная и приятно одеяние, слагающееся из добродетелей, а не из одежд. Слова //Кирилла//: Украшение церкви сокрыто, говорит, в уме и сердце. А бахрамы, или вязи суть многообразный добродетели, едва ли и не зависящая от множества святых.—//Василия//: Кто благоукрашает себя Отцу, видящему тайное, тот имеет всю славу внутри. И //Феодорита//: Поелику подвижников добродетели украшает малоценность одежд, то он изъясняет драгоценность (другого рода) украшений: внутри, говорит, имеет благолепие добродетели, и сияет многоразличными дарованиями Святаго Духа. Заметь, что у других написано: Вся слава дщери царевой— Есевон... А Есевон, по словам //Дидима//, значит рассуждение. Царь же правильных суждений есть Господь. А //блаженный Иepoним//—Есевон—перевел: из мыслей (письм.140) (у Кордерия). **Рясны **(кистями)** златыми одеяна и преиспещрена** (разукрашена). Давид выше сказал, что церковь одета одеждою; здесь говорит, что она одета кистями, иначе поясами: ибо другие перевели—поясами, при которых висят кисти, или бахрамы. Под поясом ты должен разуметь целомудрие, которое связывает похотную часть души, а от такового целомудрия зависят многие добродетели. Потому что кто обуздывает телесную похоть, тот при сем обуздании совершает и многие другие добродетели. Другие, каков божественный //Кирилл// и //Феодорит//, κροσσωτοις перевели — κροσσοις — бахрамами, каковыми называют различные добродетели, или различия между духовными дарованиями. Ибо как из чувственных таковых висячих украшений можно вообразить, какое отличие имела бы вся ткань, сделанная из таковых: так и от внешних, или видимых телесных добродетелей (истинных, а не лицемерных) можно заключать и о внутренних и сокровенных душевных добродетелях. Слова //Василия//: Думаю, что ткань духовной одежды производится тогда, когда за поучительным словом, как бы приплетаясь к нему, последует действие. Ибо так телесная одежда тогда ткется, когда основа переплетается нитью: так когда вслед за предшествующим словом производятся действия, произойти досточтимое одеяние души, у которой тогда жизнь полна добродетельных слов и дел. К такой одежде привешиваются и бахрамы, они также умственны, которые посему и называются золотыми. Поелику слово есть изобильнее дела; то посему оно есть, как бы некая бахрама, от ткани действий избыточествующая. //Феодорита//: Хорошо уподобил различные дарования золотым бахрамам; так как бахрамы разделяются между собою и снова соединяются, как повешенные на одной и той же одежде. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Вся слава дщере Царевы внутрь: рясны златыми одеяна и преиспещрена** Псалмопевец снова изображает славу находящейся внутри своего дворца (**внутрь**) главной невесты, готовой явиться пред Царем, быть приведенной к Нему, чтобы видеть Его глаз на глаз [[old:esf:02:12|(Есф. 2:12)]], совершить с Ним вечный брачный пир. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 14-16 **Вся слава дщере Царевы внутрь: рясны златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся тебе: приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев** Но достоинство этой супруги Царя не во внешней красоте, богатстве и знатности происхождения - все это ничто перед внутренними, духовными ее качествами, чем и объясняется выделение ее из ряда других дев. За этой невестой Царя в его дворец вводятся и ее подруги, которые следуют за ней с весельем, радуясь такой близости к невесте, а через нее, и к самому Царю. Ранее ([[old:ps:044:11|11]] ст.) писатель предлагал невесте отказаться от своей семьи и родины, чтобы эту привязанность теперь перенести на своих сыновей, которые сделаются князьями над всей землей. Последнее обращение писателя и его предсказание о всемирном господстве преемников Соломона нужно понимать не как предсказание их великого исторического значения, осуществленного в действительности, а как тот идеал царя и его преемников, оставаясь верными которому (идеалу), они могли бы быть князьями всего мира. А к этому-то, к господству над миром, распространением среди последнего истинного богопознания и был призван еврейский народ. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 14–16 **Вся слава дщере Царевы внутрь: рясны златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся Царю девы в след ея, искренния ея приведутся Тебе: приведутся в веселии и радовании, введутся в Храм Царев** Чтобы **дщерь Царева** не могла думать, что все достоинство ее состоит во внешней красоте и пышности ее дорогих и изящных одежд и украшений, пророк в речи к ней говорит **Вся слава дщери Царевы внутрь**, т.е. что дочь царя должна прославляться не столько красотою лица и дорогими нарядами одежд, сколько блистать и отличаться добродетелями внутренними, каковы: кротость, благонравие, целомудрие и проч., как и апостол Петр, увещевая христианских женщин проводить чистую и добродетельную жизнь, говорит им: «//Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа//» [[new:1pet:03:03|(1 Пет. 3:3–4)]]. А с другой стороны, нельзя же совершенно отнимать у царей и внешнего умеренного блеска, который соответствовал бы их высокому царственному достоинству и положению, и в каком, без сомнения, введена была к царю его невеста, **рясны златыми одеяна и преиспещрена** и сопровождаемая сонмом других дев, которые вместе с нею введены были в чертоги царские с веселием и приличным случаю радостным торжеством. **Рясны** собственно значит: «бахрома», женское украшение, состоящее из золота и драгоценных камней. В таинственном или пророческом смысле под **дщерию Царевою** Отцы разумеют Святую Церковь, или душу христианскую. «Словом **внутрь**, – говорит св. Афанасий, – означается благочестие, ибо украшение Церкви есть духовное; **ряснами** же именуются многие виды добродетелей» [3, с. 154], а по словам блж. Феодорита, многоразличные дарования Святого Духа в Церкви Христовой [6, с. 210]. «В испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее» (пер. с евр.) – «**искренние ее**, т.е. близкие не по месту только, но и по образу жизни и по учению согласные с нею» (Церковью) [5, с. 206]. Св. Златоуст под девами разумеет преимущественно девственников. Святая Церковь, говорит он, украсилась девством, как наилучшим украшением, как драгоценной одеждой [5, с. 206]. По блж. Феодориту, здесь пророк называет одних невестою, как совершенных в добродетели, а других девами, как в чистоте сохранивших принятую ими веру [6, с. 211]. Выражение: **введутся в храм Царев** (по Зигабену) нужно понимать двояко: или что чины девственников и девственниц будут производиться в архиереи, священники, диаконы и диакониссы; или лично чины ведущих девственную жизнь будут сопровождаемы ангелами в небесный храм и в царские обители на небесах [6, с. 206]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]