[<10>] ====== Толкования Пс. 44:15 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся тебе** **Приведутся царю девы в след ея.** Это подобно сказанному: //восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе// ([[new:1sol:04:17|1 Сол. 4,17]]). Именем же девы означает опять Церковь. //Обручих бо вас деву чисту представити Богу// ([[new:2kor:11:02|2 Кор. 11,2]]). **Искренния ея приведутся Тебе,** потому что к девству близко воздержание, а посему и все те души, которые воздерживаются от лукавых дел, также будут приведены, и когда поведут их, обретут вечное веселие и радование. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся тебе** См. Толкование на [[old:ps:044:14#svt_vasilij_velikij|Пс. 44:14]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 15-16 **Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся тебе: приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев** Другой (неизвестный, См. Ориг. Экз.): //«после­дуют»//. Третий (неизвестный, См. Ориг. Экз.): //«вознесутся»//. Видишь ли украшенную одежду, видишь ли золотое обла­чение – цвет девства? Это – одежда Церкви. И посмотри, с ка­кой точностью говорит пророк. Так как не тотчас, по осно­вании Церкви, процвел прекрасный цвет девства, но уже после, спустя несколько времени, то он и говорит об этом после прочего, когда сказал, что она забыла народ и дом отца своего, украсилась внутренней красотою, просияла добро­тою. Поэтому он и говорит: **«ближние Ее приведутся к Тебе»**. Т.е. близкие, не по месту только, но и по образу жизни и по учению согласные с нею, какими нельзя назвать дев ере­тических, потому что они – не близкие к этой царице. **«Приведутся с веселием и радостию»**. Посмотри, как и здесь сияет апо­стольское учение, и у пророка раскрывается апостольское изре­чение. Какое же именно? //«Но таковые //(женившиеся)// будут иметь скорби по плоти»// [[new:1kor:07:28|(1Кор.7:28)]]. Как эти имеют скорбь, так те – веселие и радость. Замужняя должна заботиться и о де­тях, и о муже, и о доме, и о слугах, и о родных, и о свекрах, и о зятьях, и о внуках, о многочадии и бесчадии (впрочем, теперь не время описывать множество забот брачной жизни); а дева, распявшись (для плоти), отрешившись от на­стоящего, ставши выше забот житейских, удалившись от волнения (мирского) и каждодневно взирая на небо, наслаждается радостью Духа, вкушает веселие. Впрочем, пророк говорит не только о настоящем, но и о будущем, когда девы с чистыми и светлыми светильниками выйдут на встречу Жениху [[new:mf:25:07|(Мф.25:7)]]. **Храмом царевым** он называет здесь жилище Царя и чертогами (слоновыми) – брачный чертог. **//Беседы на псалмы. На псалом 44.//** ===== Свт. Григорий Палама ===== Ст. 15-16 **Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся тебе: приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев** Приведена же была Богу Богоматерь родителями Ее: еще не – подросток, не – отроковица, но – дитя, еще весьма нуждающаяся в них, имеющая еще только три года, и вчера лишь или третьего дня отнятая от груди и младенческой пищи. Но и в этом возрасте Она обнаружила для зрящих незыблемый образ мыслей: потому что все видели, что Она приступает с неизреченной радостью. Находясь же близ врат святилища, в то время, как благородные девы из Ее рода, сопровождавшие Ее со светильниками, окружали Ее, таким образом составляя торжественнейшую процессию, с совершеннейшим благоговением провожали Ее к внутренней части храма, тогда при этом Она отчетливо явила, что лучше, чем все, сознает значение того, что совершается и имеет совершиться в отношении Ее; так, доселе торжественная и сдержанная и видимая в спокойном состоянии духа и настроении, так что нельзя было бы вполне сказать, что Она идет впереди прочих чинно идущих дев, Она, затем, сочетав стремление с чинностью, немного ускорив шаг и опередив лик окружающих Ее дев, пошла впереди, в то время как все провожающие шли позади Ее, так чтобы наглядным было оное, относящееся к Ней; изречение в Псалме: **«Приведутся Царю девы в след Ея, искренния Ея приведутся в веселии и радовании, введутся в храм царев»**. **//Омилия 55. На Введение во Святая Святых Пречистыя Владычицы нашея Богородицы.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся тебе** **Приведутся**, говорит, **Царю девы вслед Ея**. Что за девы? Без сомнения, не просто девы плоти, поелику //плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут// [[new:1kor:15:50|(1Кор.15:50)]], но девы духа, в особенности души, естественное девство очистившие и возвысившие благодатию, вообще же души, сохранившие и возрастившие духовное девство, с которым родились от Духа в воде Крещения, или поврежденное исправившие совершенным покаянием и покаянною жизнию. **//Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы. 1847 г.//** ---- Под именем **дев** разумеются души, не растленныя любовию плоти и мира, или от ней очищенныя. Это, если угодно, – ваши души, христиане, поколику оне сохраняют духовное девство, в которое родились крещением, или поколику возвращают оное покаянием. Оне также должны быть приведены к Царю Богу, хотя не рядом с Царицею Небесною, Которая впереди всех, потому что выше всех, однако-же, **в след ея**; чрез последование в некоторой степени примеру ея, оне должны быть доведены до некоторой степени общения с Богом. **//Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы. 1851 г.//** ---- **в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее** Если Дева Мария удостоена высочайшего избрания Божия: то рассуждайте, почему сие сделано? Скажете: по особенной благодати Божией? – Не спорю. Но рассуждайте далее: благодать Божия может ли быть в противоречии с правдою Божиею? – Нет, без сомнения. Если в человеке несогласие с самим собою есть нелепость: кольми паче в Боге, существе всесовершенном, должно быть совершенное согласие свойств и действий, сродное чистейшему единству. Итак, если Дева Мария удостоена высочайшего избрания по благодати Божией; то равномерно и по правде Божией. Превыше всех вознесена Она избранием; потому что превыше всех явилась достойною избрания, по своим душевным качествам и расположениям, и, между прочим, по чистейшему девству, которым Она, как солнце, взошла, очевидно превыше всего древнего, верно же и превыше всего грядущего мира. Отсюда надлежит заключить, что если Преблагословенная Мария чистейшим девством достигла высочайшего и беспримерного избрания Божия: то, хотя и не возможно равное сему избрание, однако подражающий, по возможности, Ее девству, по правде Божией, может, подобно Ей, уповать особенной благодати Божией, особенного избрания, особенного приближения к Богу. Если Ее одну девство соделало честнейшею Херувим, и славнейшею без сравнения Серафим: то Ее подражателей по крайней мере оно может соделать равными Ангелам. Если Ее одну девство соделало осененною скиниею Духа Святого, Материю Сына Божия: то может оно тем не менее и другие души соделать дщерями Божиими, ближними Царя небесного, невестами Христовыми. Сие именно возвещает нам тайнознаменательный псалом: **приведутся Царю девы в след ея** [[old:ps:044:15|(Пс. 44:15)]]. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 15-16 **Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся Тебе. Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев** По переводу Семидесяти, первый стих говорит еще об украшении дщери; второй обращен к Самому Жениху и Царю. По-еврейски говорится все к невесте, до того места, где написано: **Поставиши я князи по всей земли**, и читается так: «В испещренных (одеждах) вводится к Царю, девы в след за нею, подруги ее вводятся туда; вводятся с веселием и ликованием, входят в чертог Царя». Что есть большое различие между душами, верующими в Христа, это доказывает Песнь Песней, где написано: И восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная — она, голубица моя, чистая моя, ближняя, о которой говорится: //Увидели ее девицы, и — превознесли ее, царицы и наложницы, и— восхвалили ее// [[old:pp:06:06|(Песн.6:6,]][[old:pp:06:07|7,]][[old:pp:06:08|8)]]. Та, которая совершенна и свята телом и духом, та удостоилась названия голубицы и ближней. Она есть та дочь, о которой выше сказано: **Предста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных**. Те же, которые возвысились над шестью днями мира и вздыхают о будущем Царстве, те называются царицами. А та, которая и имеет обрезание восьмого дня, но еще не вступила в брак, та называется наложницей. Все же разнообразие верующих, которое еще не может ни быть заключенным в объятиях Жениха, ни рождать от Него детей, называется юношами. Я думаю, что к числу тех дев, которые следуют за Церковью и относятся к первой степени, принадлежишь и ты, и все, кто пребывает в девстве тела и души. Ближние же и подруги суть вдовицы и воздерживающиеся в супружестве; эти все с веселием и ликованием вводятся в храм и чертог Царя, в храм как священницы Божии, в чертог — как невесты Царя и Жениха. Этот храм видел Иоанн в Апокалипсисе (см.: [[new:otkr:21:start|Откр. Глава 21]]); этого храма желал пророк. //Едино, говорит, просих от Господа, то взыщу; еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего// [[old:ps:026:04|(Пс. 26:4)]]; и еще: //Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея// [[old:ps:025:08|(Пс. 25:8)]]; и в ином месте: //Яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующаго// [[old:ps:041:05|(Пс. 41:5)]]. Пестрая же (одежда), которой украшается для своего Жениха царица, есть то самое, что у Семидесяти читается — одеяна преиспещрена. //**К Принципии. Объяснение 44-го псалма.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 15-16 **Приведутся Царю девы в след ея, искренния ея приведутся Тебе. Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев** Поелику не все достигают высоты совершенства; то Пророк называет одних невестою, как совершенных в добродетели, а других – девами, как в чистоте сохранивших принятую ими веру. Впрочем говорит, что и девы последуют за царицею и с нею войдут в храм Царев. Сие различие показал нам Господь в священном Евангелии, сказав: //«обители многи»// у Отца Моего ([[new:in:14:02|Ин.14:2]]). Согласно с сим и блаженный Павел сказал: //«понеже человеком смерть, и человеком воскресение мертвых; яко же бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут: кийждо же во своем чину»// ([[new:1kor:15:21|1Кор.15:21–23]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся тебе** **Приведутся Царю девы вслед ея** По //Златоусту//, Давид здесь пророчествует о том, что чин дев не будет учрежден тотчас по составлены христианской церкви, но вслед за нею не вдруг по составлении: потому, что, когда уже утвердилась церковь, тогда приведены ко Христу девы, то есть, чин девственниц посредством Апостольского учения. Другой некто говорит, что дщерь и невеста есть каждая душа, соединившаяся со Христом, посредством совершенства в добродетелях, а дева есть душа чистая от страстей, но еще несовершенная в добродетелях, которая, будучи ниже по совершенству, приводится к Богу другими. Невеста есть совершившая в добродетелях, а посему и совершеннейшая пред девою. Те же слова, будучи возводимы выше, означают то, что те из жен, которые возлюбят девство, некоторым образом будут подражательницами Девы Богородицы; потому что посредством подражания они пойдут вслед Богородицы, так что по своему девству и они могут быть называемы матерями Христа, как говорит великий по богословию //Григорий//: Христос от Девы; сохраняйте девство, жены, чтобы стать вам матерями Христовыми! (Слово на Рожд.). **Искренния ея приведутся Тебе** Те, говорит, души, которые приближаются к невесте и дщери Христовой своею верою и делами и которые несколько ниже ее, те, говорю, будут приведены к Тебе, Господи. Слова //Вел. Василия//: Невесте Господней последуют некоторые души. Это те, которые не приняли семени чужих слов и которые приведутся к царю вслед за невестою. Да слышат сие и обещающие Господу девство, что девы приведутся к царю, девы близкие к церкви, и последующие ей, а не блуждающие вне благочиния церковного. И //Феодоpитa//: Поелику не все достигли крайнего совершенства; то одних называет невестою, как совершенных в добродетели, а других девою, как сохранивших ненарушимою полученную ими веру. Впрочем и сих называет последующими царице и входящими вместе с нею в храм царев. Таковому различию научает нас Господь, когда говорит: много обителей у Отца Моего. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся Тебе** Затем он обращает свой взор на ее подруг (**искренние**), на других девственных невест, которые присоединились к ней и идут за нею в царский дворец (небесную славу). **Царю** – к Царю в его дворце. **Искренние** – ближе всех находящиеся к главной невесте, подруги (языческие народы). **Тебе** – снова обращается к Царю с речью. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся тебе** См. Толкование на [[old:ps:044:14#lopuxin_ap|Пс. 44:14]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся тебе** См. Толкование на [[old:ps:044:14#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 44:14]] [<10>]