[<10>] ====== Толкования Пс. 45:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Сего ради не убоимся, внегда смущается земля, и прелагаются горы в сердца морская** **Сего ради не убоимся, внегда смущается земля.** Ибо в смущение пришла вся земля при начале проповеди, когда пребывающие в неверии восстали против проповеди верующих. **И прелагаются горы в сердца морская.** **Морскими сердцами** именует бездны, а **горами** — сопротивные силы, или демонов, которые в древности были превознесены и славны, и потому уподобляются горам. Итак демоны, поелику они ввержены будут в бездну, воздвигли брань на верующих, но не убоимся мы таковых врагов, говорят верующие. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Сего ради не убоимся, внегда смущается земля, и прелагаются горы в сердца морская** Пророк показывает великую твердость упования на Христа. Хотя все станет в превратном виде, хотя смятенная земля перевернется, хотя горы, оставив свои основания, сдвинутся в средину моря, мы не убоимся, потому что Бога имеем прибежищем и силою, и помощником //«в скорбех, обретших ны зело»//. У кого сердце столь бесстрашно, у кого помыслы столь несмущенны, чтобы при таком замешательстве устремляться мыслью к Богу и, по упованию на Него, не поражаться ничем происходящим? А мы не выносим и человеческого гнева. Если бросается на нас или собака, или другой какой зверь, не к Богу, помощнику нашему в скорбях, возводим взоры, но приходя в ужас обращаемся к себе самим. **//Беседы на псалмы. Беседа на сорок пятый псалом.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сего ради не убоимся, внегда смущается земля, и прелагаются горы в сердца морская** **«Посему не убоимся, когда потрясется земля»**. Видишь ли, как Он подает помощь большую и с великим преизбытком? Не сказал: не будем побеждены, не падем, но не потерпим и того, что во­обще свойственно человеческой природе: **«не убоимся»**, не устра­шимся. Почему? Потому, что помощь Божия чрезмерна. Называя здесь землю, горы и сердце морей, пророк говорит не о сти­хиях, но под именем их разумеет невыносимые опасности. Хотя бы мы видели, говорит, все разрушающимся, хотя бы ви­дели невыносимое смятение, хотя бы случилось то, чего никогда не бывало, хотя бы вся природа, так сказать, восстала на саму себя, хотя бы горы подвиглись с своего места, хотя бы все по­колебалось в своем основании и смешались самые первые сти­хии, хотя бы произошло столь великое смятение, и тогда мы не только не будем побеждены, но и **«не убоимся»**. А причиною то, что нам помогает, подает руку, содействует Владыка всего этого. Если же и в таком случае мы не устрашились бы и не впали бы в малодушие, то тем более не устрашимся, если враги нападут на нас и противники вооружатся против нас. **//Беседы на псалмы. На псалом 45.//** ===== Прп. Нил Синайский ===== **Сего ради не убоимся, внегда смущается земля, и прелагаются горы в сердца морская** **Сего ради не убоимся, внегда смущается земля** Да не устрашают скакания плоти тебя, усиленно держащегося воздержания, часто прибегающего к молитвословию и любящего безмолвствовать. Ибо сказано: **«не убоимся, внегда смущается земля»** [[old:ps:045:03|(Пс. 45:3)]], – то есть, когда плоть, подобно котлу, кипит от смятения и волнения враждебных страстей и движений. А также, призывая на помощь Владыку всяческих, никогда не будем пугаться и демонских наслаждений, подобно какому-то очарованию, извне примешивающихся к человеческим движениям и приводящим в неистовство наше естество. Ежедневно говорит нам блаженный Давид: //«на Бога уповах, не убоюся, что сотворить мне человек»// [[old:ps:055:12|(Пс. 55:12)]]. Потому что всякий верный, возводя око ума к Всесовершенному и непоколебимо уповая на Него, без сомнения, преодолеет и приведет в бездействие свойственные плоти скакания, и отгонит от себя яростные и чудовищные помыслы, а срамные с презрением отринет. Посему, как же ты более всего боишься, пугаешься и ужасаешься скаканий и восстаний кожи и худых помыслов? Надобно тебе допытываться, не от неверия ли происходит и бывает этот страх, и взывать ко Врачу душ: //«верую, Господи, помози моему неверию»// [[new:mf:09:24|(Мк. 9:24)]], или также повторять написанное: //«приложи нам веру»//, Господи [[new:lk:17:05|(Лк. 17:5)]]. Ибо знаю, что, без сомнения, помнишь ты святого Иакова, который написал: колеблющийся в молитвах и сомневающийся есть //«муж двоедушен, неустроен, уподобися волнению морскому, ветры возметаему и развеваему, и да не мнит таковый человек, яко приимет»// от Господа какое-либо чудное дарование [[new:iak:01:06|(Иак. 1:6-8)]]. **//Письма на разные темы. Монаху Павлу.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Сего ради не убоимся, внегда смущается земля, и прелагаются горы в сердца морская** Здесь пророческое слово представляет уверовавших в Спасителя взывающими: никакой бури страха не приимем в душу, видя, что мятется земля и изгоняются в бездну демоны, покушавшиеся возмущать одержимых ими людей. И вместе также предсказывает слово сие, что господствовавшее древле демонское нечестие, уподоблявшееся высоте гор и долгое время обладавшее во вселенной, как бы посланное в некую бездну, соделается не действенным. ===== Евфимий Зигабен ===== **Сего ради не убоимся, внегда смущается земля, и прелагаются горы в сердца морская** Этот стих ни Великий Василий, ни божественный Златоуст не изъясняют в переносном и высшем смысле, но согласно думают, что здесь Апостолы и мученики говорят, что когда помогает нам сильный Христос, мы никогда не убоимся, хотя бы и вся земля сдвинулась с своего средоточия чрез страшные необыкновенные землетрясения свои и хотя бы горы и холмы отторглись от места, на котором стоят твердо и неподвижно, и были бы брошены в глубины моря. А если мы не убоимся и при таком смятении стихий и превращении всего миpa; то не паче ли не убоимся тогда, когда жестокие правители и гонители восстанут на нас и будут мучить нас, как говорит Павел: кто отлучит нас от любви Божией (Христовой): скорбь, или теснота, или голод, или гонение, или нагота, или беда, или меч [[new:rim:08:35|(Рим. 8,35)]]? Хотя и говорит //Златоуст//: Здесь землею, горами и сердцем морей не называет стихии, но наименованиями их выражает невыносимые бедствия. И еще: Мне кажется, что здесь разумеются множество мужественных, высоко возносящиеся враги и бесчисленная толпа противников. ===== Лопухин А.П. ===== **Сего ради не убоимся, внегда смущается земля, и прелагаются горы в сердца морская** //Бог - наше прибежище, а потому никакие опасности, даже движение гор в моря не могут нас устрашить// Движение гор в моря должно сопровождаться затоплением земли массой вод. Воды означают бедствие. Как бы велики ни были последствия, они не устрашат чтителей Иеговы. Воды здесь обозначают движение соединенных народов, затоплявших Иудею громадным количеством войск. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 3–4 **Сего ради не убоимся, внегда смущается земля, и прелагаются горы в сердца морская. Возшумеша и смятошася воды их, смятошася горы крепостию Его** Люди, уверенные в сильном покровительстве Божием и скорой Его помощи, в случае близкой опасности выражают далее неустрашимость свою при всяких величайших потрясениях и переворотах, могущих случиться не только в природе видимой, но и в области политической жизни народов. Представленные здесь перевороты и потрясения, возможные в мире физическом, служат только образом треволнений и потрясений в области явлений политической или гражданской жизни народов и человеческих обществ (см. [[old:ps:045:07|ст. 7]]). Бог – наша надежная защита в бедах и самая верная и скорая помощь во всех скорбных обстоятельствах, – мы в этом уверены, а потому **не боимся, когда **колеблется** земля**, когда бы даже горы стали сдвигаться **в сердца** (в глубь)** морей**. Пусть шумят, пусть воздымаются воды их, пусть колеблются они от великой силы Его (т.е. Бога), – нам это не страшно. Уверенные в помощи Божией, мы имеем в себе довольно силы и твердости духа, чтобы преодолеть всякий страх. Свт. Афанасий Великий и блж. Феодорит, в переносном смысле, под **смятением земли** разумеют смущение людей при начале евангельской проповеди, под **морскими сердцами** – бездна человеческих грехов и беззаконий, под **горами** – сопротивные силы, или демонов, под шумом и **смятением воды** – смятение народов, которые возмущались новостью и непреоборимой силой проповеди апостолов; все слышавшие об этой проповеди приходили в смятение, потому что силой этой проповеди ниспровергалась и уничтожалась преданная им от отцов еллинская вера [3, с. 155, 156; 6, с. 213, 214]. Не убоимся, – как бы так говорят устами пророка псалмопевца проповедники Евангелия, св. апостолы и мученики Христовы, – когда войдут горы в моря, т.е. когда возносящиеся наподобие гор и гордящиеся демоны войдут в развращенные сердца неверных людей и заставят их свидетельствовать против нас, дабы погубить нас. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]