[<10>] ====== Толкования Пс. 45:7 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Смятошася языцы, уклонишася царствия: даде глас свой вышний, подвижеся земля** **Смятошася языцы, уклонишася царствия.** Хотя язычники ополчались на Церковь, однако же цари их уклонились, т. е. побеждены и обратились в бегство, а впоследствии сами преклонили выю пред Христом. Ибо говорит Псалмопевец, что Церковь скоро будет созидаема теми, которые разоряли ее, потому что они возвысили Церковь, щедро принося ей дары. **Даде глас Свой Вышний, и подвижеся земля.** Дал глас Христос на кресте. //Гласом// же Его называет евангельское слово. Ибо разумная душа, как скоро слышит глас Господень, приходит в колебание, подвигнувшись от порока к добродетели, от неведения к богопознанию. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Смятошася языцы, уклонишася царствия: даде глас свой вышний, подвижеся земля** Представь город, против которого злоумышляют ополчившиеся на него враги и между тем осаждают его многие народы и цари, скиптроносцы каждого из сих народов; потом представь военачальника, непобедимого по силе, который внезапно является на помощь городу, прекращает осаду, рассеивает сборище народов, обращает в бегство царей и производит сие единственно тем, что взывает к ним с силою, поражает сердца их крепостью голоса. Посему какое, вероятно, произойдет смятение гонимых народов и предавшихся бегству царей, какой смешанный крик и непрекращающийся шум будет слышаться во время их беспорядочного бегства! Все места наполняются бегущими от страха, отчего в городах и селах, где являются беглецы, начинается волнение. Пророк показывает, что такая же помощь подана граду Божию Спасителем, когда говорит: **«Смятошася языцы, уклонишася царствия: даде глас Свой Вышний, подвижеся земля»**. **//Беседы на псалмы. Беседа на сорок пятый псалом.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Смятошася языцы, уклонишася царствия: даде глас свой вышний, подвижеся земля** Другой переводчик (Акила) говорит: //«собрались народы»//. Здесь пророк изображает силу помощи Божией. Не в маловажных опасностях, говорит, но когда цари и народы нападали со всех сторон, окружали и осаждали один наш город, он не только не потерпел от них никакого бед­ствия, но и победил, преодолел и рассеял нападавших. Это и значит выражение: **«уклонились царства, Вышний дал глас Свой»**, т.е., как бы одним только гласом покорил города. Вы­ражение чувственное и человекообразное; Бог побеждает не гласом и восклицанием, а одним мановением и произволе­нием; однако он употребил здесь выражение возвышеннее прежних, желая возвести слушателя выше понятий чувствен­ных. Представляя Бога постоянно вооруженным, и желая по­казать, что все это сказано в смысле переносном, образном и приспособленном к нам, – ведь ни в чем подобном Бог не имеет нужды, – он теперь прибавил: **«дал глас Свой: поколебалась земля»**, выражая, что не только города, народы и селе­ния, но и саму эту стихию Бог потрясает. Впрочем, землею Писание часто называет и людей, как, напр.: //«на всей земле был один язык»// [[old:gen:11:01|(Быт.11:1)]]. **//Беседы на псалмы. На псалом 45.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Смятошася языци, уклонишася царствия: даде глас свой Вышний, подвижеся земля** Да, когда Вышний даст глас Свой, тогда все вострепещет. Даже праведники трепещут, когда Бог говорит с ними. Все люди, все царства земные, вся земля пред Богом – сущее ничтожество. //Яко превознесеся имя Того Единого, исповедание Его на земли и на небеси!// [[old:ps:148:13|(Пс. 148:13)]]. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Смятошася языцы, уклонишася царствия: даде глас Свой Вышний, подвижеся земля** Как скоро явлена была Божественная помощь, говорит Пророк, враги обратили хребет, царства, древле замышлявшия противление, преклонили выю и приняли спасительное иго; потому что истиною, свидетельством самых дел и разными чудотворениями, как бы некиим вещанием, Бог доказал людям высоту Свою, и души их исполнил страха. ===== Евфимий Зигабен ===== **Смятошася языци, уклонишася царствия: даде глас свой Вышний, подвижеся земля** Когда Апостолами произносима была евангельская проповедь и снялось в мире богопознание, все народы двигнулись, и одни из них прибегали к вере во Христа, а другиe смущали ее. И царства мира, враждовавшие против Церкви, наконец побеждены ею, так что или ослабели, или покорились ей, приняв веру во Христа; ибо и то и другое случилось в различных городах. Словами: дал голос свой Всевышний—Давид показывает великое могущество Божие, что Богу стоит только сказать, и тотчас земля трепещет, как и в другом месте сказал: Призирающий на землю и приводящей ее в трепет [[old:ps:103:32|(Псал. 103,32)]]. Слова сии сказаны о Боге в переносном значении от подобия тех людей, которые повелевают наказать каких либо злодеев, или по подобию тех, которые смотрят на кого либо с гневом. Или можно понимать и иначе, что Бог дал миpy голос свой в Евангелии, и вдруг все люди, как только услышали его, подвигнулись, как мы сказали прежде. Ибо, по изъяснению //Златоуста//, под землею мы должны разуметь жителей земли, согласно с сими словами: и вся земля— говорила одними устами [[old:gen:11:01|(Быт. 11,1)]]. Слова //Златоуста//: Как бы кто сказал: при первом воззвании приобрел города. Хотя и это слово грубо и слишком по человечески сказано, ибо не голосом и не зовом Бог побеждает, а одним мановением и хотением: но, возводя его от более грубых, он употребил речение такое, которое еще выше других. Весьма приличное приспособление к сему выражению делает и //Великий Василий//. Он уподобляет церковь Божии осажденному многими народами и царями граду, а Господа—сильному вождю, который одним пресильным голосом своим разрушает осаду, рассыпает народы, и обращает в бегство царей; от бегства же сего происходит смятение и шум во всех городах и селах, где только принимают их к себе. Слова //Фeoдoрита//: Истина, свидетельство о делах и повсеместные чудеса были у Бога, как бы некоторый голос, которым Он показал людям свою высоту и исполнил души их страхом. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Смятошася языцы, уклонишася царствия: даде глас Свой вышний, подвижеся земля** **Уклонишася царствия** – ассириане угрожали поражением не только небольшому царству иудейскому, но и великим монархиям; но одно слово Господа (**глас** – гром – наказание), и всемирная ассирийская монархия (**земля**) сокрушена в одну ночь. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Смятошася языцы, уклонишася царствия: даде глас свой вышний, подвижеся земля** //Вот восстали народы, но Бог сокрушил и уничтожил их// Картина грозного и шумного движения народов на Иудею и их быстрой гибели. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 7–8 **Смятошася язы́цы, уклонишася царствия: даде глас Свой вышний, подвижеся земля. Господь сил с нами, Заступник наш Бог Иаковль** Псалмопевец здесь кратко упомянул о той опасности, которая грозила Иерусалиму и царству Иудейскому от нападения со стороны аммонитян и других, бывших в союзе с ними народов, во дни благочестивого иудейского царя Иосафата, чтобы показать, как Господь скоро подает помощь Свою верным рабам Его, находящимся в бедах и опасностях. Возмутились, говорит он, и восшумели народы, двинулись царства и пошли войной на Иосафата. Убоялся Иосафат и обратил лицо свое взыскать Господа и объявил пост по всей Иудее. И собрались иудеи, из всех городов пришли они умолять Господа. И вот, когда все иудеи стояли на молитве пред лицом Господним, Дух Господень среди собраний сошел на Иозиила и сказал он: слушайте все иудеи и царь Иосафат! Так говорит Господь к вам: не бойтесь и не ужасайтесь сего множества великого, ибо не ваша война, а Божия. Завтра утром (утро заутра, ст. 6) выступите вы навстречу им, и Господь будет с вами [[old:2par:20:01|(2 Пар. 20:1-4]], [[old:2par:20:13|:13-15]], [[old:2par:20:17|17)]]. Таким образом Всевышний чрез пророка дал глас Свой. И тогда подвижеся вся земля Иудейская, с одной стороны, оттого, что Господь возбудил несогласие и междоусобие между нападавшими на Иудею народами, и они стали истреблять друг друга, а с другой – оттого, что все иудеи и иерусалимляне, и царь Иосафат во главе их, собрав оставшуюся в лагере истребленных врагов богатую добычу с веселием возвращались в Иерусалим, и пришли с псалтирями, и цитрами, и трубами к дому Господию, и певцы в благолепии святыни, выступая впереди вооруженных, славословили Господа. «//И был страх Божий на всех царствах земных, когда они услышали//», что Сам Господь воевал против врагов Израиля [[old:2par:20:22|(ст. 22-23]], [[old:2par:20:25|25]],[[ old:2par:20:27|27–29]], [[old:2par:20:21|21)]]. Представив в воображении своем все подробности этого славного события и объятый чувством благоговейного восторга пред силой Божией и Его беспредельной благостью, пророк восклицает: Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш. При этом не без причины назвал Господа сил Богом Иакова, желая показать, что израильтяне (хотя, быть может, и не все) помнят тот завет, который Бог заключил с их отцами – Авраамом, Исааком и Иаковом, обещаваясь Своею помощью не оставлять их и потомков их до тех пор, пока не исполнятся все прежние обетования Его [[old:gen:28:15|(Быт. 28:15)]]. Св. отцы Церкви, объясняя изречения сих стихов в таинственном смысле, усматривают в них пророчество о том действии, какое евангельская проповедь имела на язычников. Все народы, говорит псалмопевец, смутились, когда услышали евангельскую проповедь, пронесенную апостолами по всему миру, и одни из них прибегали к вере во Христа, а другие вооружались против нее. И царства мира, враждовавшие против Церкви Христовой, наконец побеждены ею, так что или ослабели, или покорились ей, приняв веру во Христа. Словами: **даде глас Свой** – указывается на великие чудеса, совершенные Христом и Его апостолами, и на силу Божественного учения, которой не могли противиться все противляющиеся истине сего учения [[new:lk:21:15|(Лк. 21:15]]; [[new:act:06:10|Деян. 6:10)]]. Слово Евангелия Христова было для противящихся гласом, данным от Вышняго Бога. И земля (т.е. все живущие на земле) подвиглась, как бы пришла в сотрясение от сего гласа. По словам блж. Феодорита, истина, свидетельство о делах и повсеместные чудеса были у Бога как бы некоторым голосом, которым Он показал людям Свою высоту и исполнил души их страхом [6, с. 215]. И несмотря на это смятение народов, на это движение живущих на земле от страха гласа Божия, служители Христа, проповедники евангельского учения ничего не страшились, говоря во всеуслышание: **Господь сил с нами, Заступник наш Бог Иаковль**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]