[<10>] ====== Толкования Пс. 46:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне** **Взыде Бог в воскликновении**. Этим означается восхождение Господне на небеса. **Господь во гласе трубне**. Хвалы совосходящих с Ним наименовал гласом трубным. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне** «Взыде Бог в воскликновении». Конечно же, ясно для тебя слово: «восхождение», по толкованию Павла, который говорит, что невозможно взойти, если не предшествовало нисхождение [[new:ef:04:09|(Еф. 4:9)]]. //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне** Ясно, что здесь пророк предуказал на двойственность естеств воплотившегося Господа. Таким же точно образом и Фома, после воскресения Господа осязав ребро Его, воскликнул, говоря: //«Господь мой и Бог мой»// [[new:in:20:28|(Ин. 20:28)]]. **«Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном»**. **«При восклицаниях»** – потому что херувимы //«непрестанным гласом»// воссылают Богу трисвятую песнь. А каким образом Господь вознесся на херувимском престоле, мы уже выше разъяснили. **«При звуке трубном»** – очевидно, архангельском, предвозвещавшем Его восхождение на небеса. Но также и Святой Дух повелительным голосом объявил горним силам: //«возьмите врата князи ваша, и возьмитеся врата вечная, и внидет Царь славы»//. А силы говорили: //«Кто сей Царь славы?»// После этого Дух отвечал: //«Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани»// [[old:ps:023:07|(Пс. 23:7-8)]]. **//Слово четвертое на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа.//** ---- **«Вознесся Бог при восклицании»**. Не сказал: вознесен, но: **«вознесся»**, выражая, что Христос вознесся не при помощи кого-нибудь, ведшего Его, но сам шел этим путем. Илия и не та­ким путем восшел, каким Христос, и вознесен был по­сторонней силою, потому что человеческое естество не может идти несвойственным ему путем, а Единородный **«вознесся»** соб­ственной властью. Потому и Лука сказал: //«когда они смотрели на небо, во время восхождения Его»// [[new:act:01:10|(Деян. 1:10)]]. Не сказал: когда Он был взят, или возносим, потому что это было Его собственное восхож­дение. Если Он еще прежде распятия ходил по водам, бу­дучи облечен вещественным и подверженным страданью те­лом, то удивительно ли, что, приняв тело нетленное, Он вознесся по воздуху? Где же **«восклицание»**? Кто восклицал, когда Он восходил? Тогда было молчание, и только одиннад­цать учеников присутствовали при этом. Видишь ли, что не нужно принимать эти выражения в буквальном смысле, но по­стигать означаемое ими? Как я в начале псалма говорил, что воскликновением он означает нечто другое, именно по­беду, трофей, так и здесь он говорит: **«при восклицании»**, т.е. выражает, что Христос восшел с победою, поправ смерть, разрушив грех, прогнав бесов, истребив заблуждение, пе­ременив все на лучшее, возведши наше естество в прежнее, или гораздо лучшее отечество. И когда Он восходил, то ничто не противостало Ему, ни власть греха, ни могущество смерти, ни сила клятвы, ни владычество тления и нечестия, ничто подоб­ное, но, расторгнув все это, как паутину, ниспровергнув сон­мища бесов и силы диавола и все прочее, Он восшел, совер­шив то, что благоволил. Вот почему и Павел, изображая победу Христову, сказал: //«отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою»//. И еще: //«истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту»// [[new:kol:02:14|(Кол. 2:14-15)]]. **«Господь при звуке трубном»**. Этим пророк выражает то же самое, т.е. блистательную победу. Впрочем, здесь можно разуметь и не­что другое, именно известность, ясность, торжественность. Хотя при самом событии никто не знал о нем, но оно сделалось так известным, как будто прозвучала труба, или еще более. Это событие происходило тогда тихо, но оно не укрылось почти ни от кого из жителей вселенной и самое существо дел так прославило его, как будто прозвучала труба, или еще более. Действительно, звучная труба не могла бы так созвать всех на это зрелище, как впоследствии глас дел доказал возне­сение (Христово), возвестив о нем сильнее всякого грома. Не так мог бы гром огласить вселенную, как ясно дела огла­сили людей и тогдашних и будущих. Гром слышен только для присутствующих; а эти дела возвестили о событии всем поколениям яснее трубы и слышнее грома. Впрочем, не погрешил бы тот, кто назвал бы трубами уста апостолов, трубами не медными, но лучше золота и драгоценнее драгоценных камней. А для чего пророк не сказал: в трубе, но: **«при звуке трубном»**? Для того, чтобы выразить их единодушное согласие, как и Павел говорит: //«я ли, они ли, мы так проповедуем»// [[new:1kor:15:11|(1 Кор. 15:11)]], – и еще говорится: //«у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа»// [[new:act:04:32|(Деян. 4:32)]]. Апо­столы возвещали, как трубы, не на войну призывая, но благо­вествуя победу. Как войскам, когда они идут на сражение, вместе с знаменами предшествуют и трубы, чтобы ободрять присутствующих, действуя не на зрение только, но и на слух, – так было и тогда. Когда апостолы входили в какой-нибудь город, то как бы звучали трубы, и все стекались слушать их. **//Беседы на псалмы. На псалом 46.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне** Все же сие совершивший Владыка, говорит Пророк, вочеловечился и сокрушил владычество мучителя, а потом возшел на небо, в предшествии небесных сил и ликов ангельских, которые, и дольним взывали: //«сей Иисус вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, им же образом видесте Его идуща на небо»// [[new:act:01:11|(Деян. 1:11)]], и горним повелевали: //«возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы»// [[old:ps:023:07|(Пс. 23:7)]]. Таковыя возглашения, как пронесшияся по всей земле, Пророк назвал воскликновением и гласом трубным. ===== Евфимий Зигабен ===== **Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне** Сими словами Давид пророчествует о вознесении Христа на небо, как мы это заметили и в [[old:ps:023:start|23]]-м псалме. Восклицанием и голосом трубы он называет здесь голоса предшествовавших Христу с восклицанием Ангелов, восклицанием – по причине говоренных Ангелами во время вознесения слов: //Господь крепок и силен, Господь силен в брани//, о чем написано в [[old:ps:023:08|23]]-м псалме. Сии слова Ангелов суть победная песнь Христу, так как восклицание есть победная песнь, как мы сказали выше. Голосом трубы называет слова: //возьмите врата князья ваши// и прочие, говоренные Ангелами, предшествовавшими при вознесении и извещавшими высших, чтобы отворили двери для входа Царя, как написано в прежде сказанном псалме, так как трубы, в которые трубят впереди, возвещают народу время приготовлять дороги для прохождения царя, при возвращении его с брани. Или в другом отношении назвал восклицанием и голосом трубы голоса Ангелов, то есть, чтоб услышаны были ясно и скоро голоса сии во всех концах мира посредством учения Апостолов, как изъясняют cие //Златоуст// и //Феодорит//. //Златоуст// говорит: Не сказал: был возведен, но: восшел, чем показывает, что Он восшел не по руководству другого, но сам совершая путь сей. Илия веден был другою силою; а Единородный восшел по собственной власти. Потому-то и Лука говорит: и (Апостолы) смотрели, когда Он восходил на небо, не сказал: когда Он был принимаем, или носим, ибо сие шествие было собственным Его делом. Если прежде креста Он ходил по водам, когда тело имел еще страдательным и тяжелым, то что удивительного, если Он рассекал воздух, когда оно стало нетленным? А – при восклицании – изъясняет, что Он восшел с победою, став выше смерти и повергши долу грех, и что – при гласе трубы – значит тоже, то есть, с знаменитою победою. Не погрешит и тот, кто назовет трубами тела Апостолов. Почему ж не сказал: при гласи труб, но – трубы? – чтобы показать единодушие Апостолов. Впрочем они трубили, не призывая к войне, но благовествуя воздаяния за победу. Другой говорит: быть может восклицание и труба означают, что откровением Божественного Духа о том, что, видимый в человеческой природе Бог, был в вышних силах как бы некий светлый голос (у //Никиты//). Ап. Павел говорит: А что значит: восшел, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Низшедший есть Тот же, Который и восшел превыше всех небес, дабы исполнить все [[new:ef:04:09|(Еф. 4,9-10)]]. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне** **Бог** победил неприятелей; псалмопевец представляет Его сшедшим с неба, присутствующим в войске Израиля и шедшим впереди его. После одержанной победы войско возвращается в Иерусалим, а Бог (по представлению псалмопевца) снова восходит на небо (ср. [[old:ps:007:08|Пс. 7:8)]], причем его сопровождают торжественные восклицания и радостный звук труб. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне** //Господь при трубных звуках взошел на Сион. Воспевайте Его, Царя всей земли// Восхождение Господа – несение Кивота Завета после выступления на врагов в храм Иерусалимский. Это шествие обыкновенно сопровождалось пением гимнов с аккомпанементом музыкальных инструментов. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне** Соседние с Иудейской землей языческие народы, как-то: моавитяне, аммонитяне, некоторые из страны Маонитской и другие обитатели горы Сеир, соединились для того, чтобы напасть на израильтян и отнять у них достояние их, данную Самим Богом в наследие отцам их Ханаанскую землю. Израильтяне же выступали против них, равно как и возвращались в Иерусалим после чудесного поражения врагов, в торжественном шествии с трубами и другими музыкальными орудиями, со славословием и восклицаниями ([[old:2par:20:21|2 Пар. 20:21]], [[old:2par:20:27|27–28]] и др.); причем, без сомнения, несен был ковчег Завета, с которым, по издавна существовавшему обычаю, они всегда выходили на войну против неприятелей [[old:chis:10:33|(Чис. 10:33]]; [[old:nav:06:06|Нав. 6:6]]; [[old:1ts:04:03|1 Цар. 4:3–6)]]. Это торжественное, впереди всего войска преднесение ковчега Завета и означало шествие Самого Бога. Об этом вхождении с ковчегом Завета в Иерусалим, на гору Сион и говорит в стихе 6 псалмопевец: **Восшел Бог** (на гору Сион и в храм Свой, как бы на небо) **при восклицаниях, Господь при звуке трубном**. В духовно-пророческом смысле отцы Церкви под восшествием Господа разумеют здесь вознесение Господа Иисуса Христа на небо, а под воскликновением и гласом трубным – восклицания ангелов, предшествовавших Иисусу Христу в Его вознесении на небо и извещавших о том других высших духов для того, чтобы они отворили врата небесные для входа Царя славы [[old:ps:023:07|(Пс. 23:7]], [[old:ps:023:09|9)]]. Голосом трубы выражена здесь победная песнь, которую воспели ангелы Крепкому и Сильному в брани Царю славы при Его вознесении на небо. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]