[<10>] ====== Толкования Пс. 50:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Се бо истину возлюбил eси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми eси** Смысл речи таков: Ты, Господи, Ты, Который — истина, любишь истину, и хочешь, чтобы мы пребывали в истине, очистишь нас от древнего греха, и очистишь иссопом, так что убелимся паче снега. Иссопу же уподобляет действенность Святого Духа, как возгревающую нас и очищающую всякую в нас скверну. А очищение совершится иссопом, т. е. Святым Духом; потому что иссоп есть растение очищающее. Наконец, словами: **безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми eси,** дает разуметь, что Бог открыл ему Духом Святым все, что будет, и что положил Он в Своей премудрости. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости твоея явил ми еси** Где же он возвестил это? Послушай самого пророка, как он говорит о нисшествии (Сына Божия) с неба: //«сойдет, как дождь на руно"// [[old:ps:071:06|(Пс.71:6)]], потому что Сын Божий, пришедши, не потрясал вселенной, не бросал молний, не низвергал громов, приходил не с открытым божеством. Если бы Он открыл божество Свое, то и горы не перенесли бы этого, и солнце погасло бы; если бы Он открыл существо свое, то луна исчезла бы, земля погибла бы, вся наша природа уничтожилась бы. Потому Он и прихо­дил тихо и без шума, так что никто не знал, но для всех незаметно пришел и вселился в девическое чрево. О, дивные и необыкновенные дела! Камень распадается, а чрево не рас­торгается; горы разрушаются, а чрево носит Бога. Как я объясню это, как представлю? О, безумие богохульника! Скажи: как раба носила Бога во чреве? Исследующий высокое, объясни низшее. Как Вездесущий был во чреве и в то же время был на небе? То, что Он сидел на (божественном) престоле и в то же время пребывал во чреве Девы, я знаю; а как – не знаю. Я принимаю верою, а не исследую разумом, – что Он явился, что Он имеет явиться, не производя ни смятения, ни шума, ни погибели, ни разрушения: //«сойдет, как дождь на руно"//. Так, ты сказал о царстве Его, сказал и о предательстве: //«который ел хлебы мои, поднял на меня пяту»// [[old:ps:040:10|(Пс.40:10)]]. Скажи же о суде Его: //"зачем волнуются народы, и племена замышляют тщетное?»// [[old:ps:002:01|(Пс.2:1).]] Скажи и о кресте: //«они пронзили руки мои и ноги мои», «сосчитали все кости мои»// [[old:ps:021:17|(Пс.21:17–18)]]. Скажи и о желчи, дан­ной Ему: //«дали в пищу мне желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом»// [[old:ps:068:22|(Пс.68:22)]]. Скажи и о помазании Его: //«умастил елеем голову мою»// [[old:ps:022:05|(Пс.22:5)]]. Скажи и о крещении Его: //«у тихой воды воспитал меня»// [[old:ps:022:02|(Пс.22:2)]]. Скажи и о таинствах Его: //«приготовил для меня трапезу против притеснителей моих»// [[old:ps:022:05|(Пс.22:5)]]. Скажи о чаше Его: //"чаша Твоя, напоевающая меня, как (она) сильна!»// [[old:ps:022:05|(Пс.22:5)]]. Скажи об отвержении иудеев: //«не приму от дома твоего тельцов и от стад твоих козлов»// [[old:ps:049:09|(Пс.49:9)]]. Скажи и о хуле на Него иудеев: //«он уповал на Господа, пусть Он избавит его, пусть спасет его, если... угоден Ему»// [[old:ps:021:09|(Пс.21:9)]]. Скажи и о спасении языч­ников: //«проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое»// [[old:ps:002:08|(Пс.2:8)]]. Скажи и о погребении Его: //«что Ты не оставишь душу мою в аду и не дашь преподобному Твоему видеть тление»// [[old:ps:015:10|(Пс.15:10)]]. Скажи и о вознесении Его на небеса: //«вознесся Бог при восклицании, Господь при звуке трубном»// [[old:ps:046:06|(Пс.46:6)]]. Скажи и об избрании апо­столов: //«вместо отцов Твоих были сыновья Твои»// [[old:ps:044:17|(Пс.44:17)]]. Скажи и о лике дев: //«приведутся к Царю девы во след Ее»// [[old:ps:044:15|(Пс.44:15)]]. Скажи и о призвании Церкви: //«предстала Царица одесную Тебя, в одежде расшитой золотом, преукрашенная»// [[old:ps:044:10|(Пс.44:10)]]. Скажи и о сидении Его одесную Отца: //«сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»// [[old:ps:109:01|(Пс.109:1)]]. **//Беседа о Давиде царе и Павле апостоле; о покаянии.//** ---- Ты судишь, говорит, так, и одних нака­зываешь, а других увенчиваешь, потому что любишь истину. А любя истину и ведая немощь нашей природы, будь снисходителен к тре­бующим лекарства. И **«неизвестное и тайное премудрости Твоей Ты явил мне"**. Оставляет речь о царстве и говорит о пророчестве. Такую честь оказал Ты мне, что открыл и сделал известным мне Своего Сына. Я узнал, что Ты имеешь Сына, имеешь Сопрестольника, узнал, что Он хочет сделаться человеком. Мы благовестили вселенной Евангелие, крест, гроб, воскресение, восшествие на небеса. Я сказал о пришествии Его на землю, сказал об Его восхождении, сказал о сидении Его одесную (Отца), сказал о призвании Церкви, о спасении язычников, об отвержении иудеев, об избрании апостолов. И все это потому, что **«неизвестное и тайное премудрости Твоей Ты явил мне»**. Ты так почтил меня, так возлюбил, что открыл мне и величай­шую из тайн – Своего Сына. [Конечно, я считаю себя совершенно недостойным прощения, оказав­шись неблагодарным после стольких даров. Ведь, Ты не только по­садил меня на царский престол, но и открыл мне то, что будет долгое время спустя, и неизвестное другим сделал мне известным, чтобы и других я научил о вочеловечении Единородного Твоего Сына и о Его спасительной страсти и воскресении. Всему этому наученный Твоим Святым Духом, я умоляю, чтобы и мне сподобиться той благо­дати, какую я предвещаю другим. **//Беседа на остальное из 50-го псалма, и о покаянии.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости твоея явил ми еси** **Се бо истину возлюбил еси** Судишь же Ты так, говорит пророк, и одних наказываешь, а других увенчиваешь, потому что любишь истину. Но любя истину и ведая немощь естества, окажи снисхождение просящим врачевств. **безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси** Не почитаю себя достойным какого-либо извинения, после стольких даров соделавшись неблагодарным. Не только утвердил Ты меня на царском престоле, но сподобил и пророчественной благодати, открыл мне, что будет по прошествии долгого времени, безвестное для других соделал известным для меня, так что и другим возвестил я вочеловечение, спасительное страдание и Воскресение единородного Сына Твоего, спасение вселенной, щедрое оставление грехов, велелепные и божественные дары святого крещения. Всему этому предварительно наученный всесвятым Духом Твоим, умоляю о том, чтобы и мне причастным быть той благодати, о которой вопию и предвозвещаю другим. ===== Евфимий Зигабен ===== **Се бо истину возлюбил ecи; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми ecи** Первую половину этого стиха надлежит относить к тому сознанию, исповеди, к тому раскаянию Давида, о чем сказано выше. Он говорит: я исповедую и не отвергаю, что Ты любишь истину и ненавидишь ложь, и потому исповедал и сознался пред Тобою, по сущей правде, что я согрешил. Последние же слова направлены им к собственному осуждению, где говорится как бы так: и Ты столько возлюбил меня, что неизреченные тайны промысла Твоего открываешь мне пророческим духом; а я неблагодарным пред Тобою оказался. Что касается до первоначальных слов: се бо, как в этом стихе, так и в предыдущем, то эти слова излишни здесь и составляют только так называемый плеоназм, свойственный еврейскому языку, в котором он часто встречается. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Се бо истину возлюбил eси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми eси** Из сих слов яснее видим, что Давид не для извинения своего отнес свой грех ко времени зачатия, но наипаче для того, дабы засвидетельствовать, что он от самаго младенчества повинен был вечной смерти. Почему не токмо не возлагает вины на Бога (как некоторые дерзкие люди безстыдно жалуются на Него потому, что Он не дал людям другаго естества), но паче со смирением суд Божий оправдывает. Он представляет себя пред очи Божии преступником, достойным вечнаго осуждения. Сего ради упоминает об истине, которую нарушил, не уважив тех священных и сокровенных тайн, которыя Бог открыл ему с тем, чтоб он истину любил, а пороков и всякия несправедливости бегал, будучи наипаче поставлен царем для научения других. Таким образом, во втором члене еще более увеличивает грех свой, показывая, что он не может взять в предлог извинения невежество свое, поелику был свыше довольно вразумлен о должности своей. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси** Далее, Бог любит истину, именно, как она начертывается в человеке, в его жизни; поэтому Он дал ему руководящее откровение, которое тогда только снова может осуществиться в жизни псалмопевца, отпавшего от этой истины, когда Бог сначала простит ему настоящий грех и подаст благодать к праведной жизни. Ст. 8 толкуется различно; во всяком случае здесь дается основание (**се бо**), почему Бог должен простить. **Истину** – то, что соответствует идее Бога. Дабы отпадший от своей идеи человек, который теперь стал ложь, снова возвысился к своей идее (истина), Бог дал чрез Моисея положительное откровение, открыв в законе дотоле сокровенные для человека (ужасное потемнение в язычестве) или таинственные глубины Своей Божественной мудрости. В том, что Бог хочет иметь идеального человека (**истину возлюбил еси**), для достижения чего Он и открыл Себя, заключается, конечно, для кающегося, к идеалу стремящегося грешника твердое основание надежды на просвещение. Другие под **истиною** разумеют истинность, откровенность, честность, с какою Давид исповедует свой грех; **безвестная и тайная** суть в таком случае особенные пророческие откровения Давиду: «Ты меня удостоил таких откровений; прости же мой грех!» **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси** //"Внутрь меня явил мне мудрость"//, т. е. духовно меня просветил, сообщил то откровение через пророка, которого я своими силами не мог бы узнать. - //"Вот, Ты возлюбил истину"//. Господь любит только истину, а потому эту истину Он желает видеть и в людях. Для поддержания в них влечения к истине Им и даются откровения людям. **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси** См. Толкование на [[old:ps:050:07#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 50:7]] [<10>]