[<10>] ====== Толкования Пс. 50:13 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Не отвержи мене от лица твоего и Духа твоего святаго не отими от мене** **И Духа Святаго не отъими от мене**. Снова молится, чтобы Дух пророческий сошел на него. Ибо Он оставил его по причине греха. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не отвержи мене от лица твоего и Духа твоего святаго не отими от мене** [Этими словами мы с очевидностью научаемся, что он не был ли­шен благодати Святого Духа, потому что он не просит, как по­терявший, о возвращении ее, но умоляет о том, чтобы не лишиться ее, не оказаться вне божественного попечения. Лицом здесь назвал попечение. **//Беседа на остальное из 50-го псалма, и о покаянии.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене** Из слов сих ясно дознаем, что Давид не был лишен благодати всесвятаго Духа; ибо не просит о том, чтобы восприять Духа, как лишенному, но умоляет не лишать его Духа и не удалять от него Божественного о нем попечения. Ибо лицом назвал здесь промыслительность. ===== Евфимий Зигабен ===== **Не отвержи мене от лица твоего и Духа твоего святаго не отими от мене** **Не отвержи мене от лица Твоего** меня, как недостойнго Твоего смотрения и попечения. **И Духа Твоего Святаго не отъими от мене** Не отними от меня, разумеете здесь Пророк, благодатного дара пророчества, за содеянные мною беззакония. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Не отвержи мене от лица твоего и Духа твоего святаго не отими от Мене** Сими словами просит постояннаго в святости пребывания: ибо памятуя слабость свою, боялся, дабы будучи возставлен помощию благодати, паки падения не претерпел. В Священном Писании отверженным от лица Божия нарицается тот, кто оставлен и лишен Божией милости [[old:1ts:16:01|(1Цар. 16:1)]]. Сего ради глаголет: **не отвержи мене от лица Твоего** [[old:2ts:07:15|(2Цар. 7:15)]], то есть, не попусти мне паки впасть в грех; дабы не быть мне вечно отринуту от милости Твоея [[old:4ts:24:20|(4Цар. 24:20)]]; ибо какая была бы мне польза от того, что был я измовен, и паче снега убелен, ежели бы Ты наконец отринул меня от лица Твоего, вместе с отверженными? Убо да не буду отвержен от лица Твоего, – **Духа Твоего Святаго не отими от Мене**: то есть, дар постоянства ниспошли мне, творя благодатию Твоею, чтоб Дух Твой Святый, присно во мне пребывая, сохранил дух правый во утробе моей. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 13-14 **Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего святаго не отими от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя** Да исполнит Бог эту молитву, да не отвергнет просителя от Своего лица, да не удалит совершенно от псалмопевца святого и освящающего Своего Духа; но, как и прежде, да явится с своею помощью, да обрадует его поданием спасения (**радость спасения** – прощение и сообщение высших жизненных сил) и укрепит его (**Дух владычний**). **Не отыми**, или: не удерживай его от меня, дай мне его; или: не удали его совсем от меня; ибо и после греха оставались еще в Давиде добрые остатки, зародыш лучшего. **Воздаждь ми радость спасения** – спасительную; живя в благодати Божией (спасение), Давид получал сладкую радость в Господе; грех похитил у него эту, от благодати Божией происходящую, радость; отсюда молитва о восстановлении ее. **Дух владычный** – дух, который может в человеке иметь начальствование, гегемонию, господствовать над низшими побуждениями. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Не отвержи мене от лица твоего и Духа твоего святаго не отими от мене** См. Толкование на [[old:ps:050:09#lopuxin_ap|Пс. 50:9]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 13–14 **Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими от Мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя** Словами **не отвержи мене от лица Твоего** Давид, без сомнения, напоминает себе о несчастной участи царя Саула, отвергнутого Богом, и вполне сознавая, что и сам сделался достойным той же участи, что грехами своими заслужил то, чтобы Бог по правде Своей отверг его от Себя, как отверг Саула, с сердечным сокрушением молится: Господи Боже мой! **Не отвержи**, не отрини **меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго** не отнимай у меня, как отнял Его у других, прогневавших Тебя беззакониями. Не отрини меня и не отнимай Духа Святаго, без Которого человек мертв. Ах! Я имел сего Духа и тогда, когда при стаде моем терзал львов и волков, когда поразил Голиафа и побеждал многих врагов, – во всех великих делах один Дух Твой всесильный помогал мне, а без Него я что? Трость, колеблемая ветром, прах и пепел. Если Ты, Господи, возвратишь мне этого Духа, Который оставил меня с минуты моего беззакония, то вместе с этим возвратишь мне и радость моего спасения, всепрощения моего, а потому утверди во мне сего Духа, подкрепи этим Духом мой дух, дабы он, как и прежде, руководил бы умом моим, оживлял бы мое сердце, говорил бы мне чрез мою совесть, управлял бы моею волею, словом – царствовал бы в моей душе, владычествовал бы над всем существом моим. Пусть Дух Твой Святой устроит и утвердит Себе престол в моем сердце и пусть неограниченно царствует во мне. В пламенной покаянной молитве своей Давид все выше и выше восходил по тем степеням, на которых подаются верующим дары благодати Божией, взошел на самую высшую степень и коснулся самого престола благодати, где полная любовь Божия сообщается одним избранным. Испросивши прощения грехов своих и самого высшего блага – всегдашнего общения с Духом Святым, он как бы задается вопросом о том, чем же он сам должен воздать Господу за все то, чего испрашивал у Него в молитве, и за все те милости, каких сподобился от Всевышнего Бога [[old:ps:011:start|(Пс. 11]] и [[old:ps:053:start|53)]]. В следующих стихах псалма содержится ответ его на тот вопрос, – Давид выражает в них благодарность свою к Богу в виде жертвы, Ему угодной, и далее говорит о жертвах, какие Ему приятны и какие неугодны. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]