[<10>] ====== Толкования на Пс. 54:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 3-4 **вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся от гласа вражия и от стужения грешнича: яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми** **Возскорбех печалию моею и смятохся.** Ибо исполнился недоумения, видя беззаконные поступки со Спасителем, что и объясняет впоследствии говоря: **от гласа вражия и от стужения грешнича.** Смысл же всей речи таков: обрати внимание на то, что **возскорбех**, что **смятохся**, что исполнен я печали, и уразумев cиe, **услыши мя**. **Яко уклониша на мя беззакония.** Ибо все совершенное против Спасителя относит к собственному своему лицу. Так поступили со мною по злопамятности, порожденной неразумным гневом. Вражда есть продолжительный гнев. По сей-то причине стал я боязлив и смущен, как будто мне угрожает уже смерть, пришли на меня такое беспокойство и такой страх, что, кажется, не вижу ни луча света, но пребываю во тьме. И рассуждал я, что лучше всего спасаться мне бегством, и молился, чтобы у меня были крылья, и чтобы, переселиться мне и в другом месте искать себе покоя. См. также Толкование на [[old:ps:054:02#svt_afanasij_velikij|Пс. 54:2]] **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся** См. Толкование на [[old:ps:054:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 54:1]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся** См. Толкование на [[old:ps:054:02#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 54:2]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Вонми ми и услыши мя. Возскорбех печалию моею** (в размышлении моем) См. Толкование на [[old:ps:054:02#evfimij_zigaben|Пс. 54:2]] ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся** См. Толкование на [[old:ps:054:02#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 54:2]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **от гласа вражия и от стужения грешнича: яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми** Свою настойчивую молитву об услышании псалмопевец мотивирует живым изображением своего смятения и скорби, произведенных злобою врагов. **От гласа вражия** – может быть от ругательств и поношения. **Уклониша** в евр. «взводят». **Беззакония** – преступные действия; такие они совершают надо мною. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **от гласа вражия и от стужения грешнича: яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми** //Господи! Услышь мою молитву и помоги мне, притесняемому от нечестивого// Стих знакомит с причиной "печали и смятения" Давида, т. е. удрученного состояния его духа. Это - неприязненное отношение к нему его противников и те нестроения в общественной жизни, которые уже ярко обнаружились во время господственного положения его врагов в Иерусалиме. Враги Давида не только говорили против него (//"голос врага"//), но переходили и к неприязненным против него действиям (//"в гневе враждуют"// - обнаруживают неприязнь действиями). Так, напр., они "возводят на Давида беззаконие", т. е. обвинения в нарушении им закона. О таких нарушениях говорили те клеветы, которые распространял в народе Авессалом об отце, как дурном, несправедливом и нерадивом его правителе. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 3–4 **Вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся от гласа вражия и от стужения грешнича: яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми** Продолжая усердную молитву свою об услышании, Давид говорит: **возскорбех печалию моею**, – по переводу с греческого эти слова читаются так «я опечален при собеседовании моем», т.е. я упал духом, беседуя и размышляя сам с собою. И было о чем скорбеть и печалиться Давиду. Тайные враги его своими хитрыми наговорами народу о мнимых несправедливостях Давида причиняли последнему глубокую скорбь, а их тайные козни [[old:2ts:17:01|(2 Цар. 17:1–2)]] приводили его в смущение. Удрученный такой скорбью, я размышлял, говорит Давид, каким бы способом избавиться мне от наветов врагов моих, и чем более размышлял, тем большей предавался скорби, потому что не находил никакого средства к освобождению себя. До слуха Давида доходит голос вражды и клеветы (**гласа вражия**) о мнимой его несправедливости, распространяемой (т.е. клеветы) Авессаломом с целью привлечения народа на свою сторону [[old:2ts:15:03|(2 Цар. 15:3)]] и наводящей на душу Давида тяжелую тугу и скорбь (**от стужения грешнича**). Грешниками называет врагов своих не столько для обвинения их, сколько для собственного успокоения, когда сознает, что не за грехи, а безвинно и напрасно переносит тяжелое гонение. Следующими словами: **яко уклониша на мя беззаконие** – еще более выясняет причину глубокой скорби своей: так скорблю я, говорит, и в таком смущении нахожусь оттого, что (**яко**) враги мои возводят на меня беззакония, т.е. клевещут на справедливость мою, и поступают так не потому, чтобы я подавал какой-нибудь повод к тому, а просто потому, что хотят враждовать против меня, по злобе (**во гневе**) строят против меня ковы, **во гневе враждоваху ми**. В последних словах св. отцы усматривают пророчество о гонениях на Христа Спасителя со стороны книжников и фарисеев, которые клеветали на Него, возводили разные обвинения и по злобе на Него строили козни, от которых скорбела и приходила в смятение безгрешная и чистейшая душа Богочеловека. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]