[<10>] ====== Толкования на Пс. 57:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 2-3 **Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии. Ибо в сердцы беззаконие делаете на земли, неправду руки вашя сплетают** **Аще воистинну убо правду глаголете.** Поелику собрались против Спасителя, как защитники Закона, то пророческий Дух справедливо повелевает им, если только заботятся о правде, судить право, т.е. справедливо. Но они не судили справедливо, намереваясь предать смерти неповинного и праведного. **Ибо в сердце беззаконие делаете на земли.** Хотя слова хороши и показывают, что стоите за Закон, но сердце исполнено горечи, а подобно сему и дела исполнены беззакония. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== Ст. 2-4 **Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии. Ибо в сердцы беззаконие делаете на земли, неправду руки вашя сплетают. Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу** Но величие того, кто с успехом восшел на степень сего псалмопения, а именно, сколько стал он выше достигнутого прежде величия, можно усмотреть и из самых речений псалмопения. Ибо не жалуется уже, что попирают его враги, не призывает в помощь себе милосердия, но, став выше сего, как бы с высокого какого подзорного столпа, живущим внизу в междугории, при самой подошве жизни человеческой, с обличением взывает, говоря следующее: что говорите и делаете вы, о человеки? правду ли произносите вы? по правоте ли ведете суд? вижу, что сердца ваши на земле, и всякое сердечное движение есть уже дело, а не мысль. Вместе с тем, как появляется зло в разумении, и руки немедленно соединяют с мыслями дело. Для большей ясности, своими словами заменив несколько псаломских речений, изложил я читаемое так: «**аще воистинну убо правду глаголете, правая судите сынове человечестии: ибо в сердце беззаконие делаете на земли: неправду руки вашя сплетают**». Потом, негодуя на лишивших себя спасения, Пророк присовокупляет следующие за сим речения, говоря: «**отчуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева**». //**О надписании псалмов.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите сынове человечестии** Слова сии обращены к Саулу, который поклялся не преследовать, и вопреки клятвам ополчился. Будь, говорит Пророк, судиею того, что делаешь; и, как тебе поверяю суд, то произнеси приговор правый и справедливый. ===== Евфимий Зигабен ===== **Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии** Главным образом и предварительно сии слова относятся к Саулу и его сообщникам, а за сим относятся и ко всем подражателям лукавства Саула. Итак, Давид говорит: говорите ли вы сообщники Саула, а мои враги, истинную правду, и мыслите ли в самых себе здраво, что вы справедливо преследуете меня, как наветника своего, то сами будьте в том судьями и правым судом судите, иначе—сделайте правое и верное определение о сем, скажите, за какое дело вы признаете меня худым и преследуете меня. //Феодорит// присовокупляет причину, по которой Давид сказал сие. Саул поклялся не преследовать более Давида, но потом преступил клятву сию, восстал на него войною. //Нисский//, поясняя сии выражения, говорит: Люди! что вы говорите и делаете? правда ли то, что вы говорите? по правоте ли вы производите суд? Но я вижу, что сердца ваши и всякое движение сердечное суть земные, есть дело, а не мысли, ибо тотчас, как только составилось зло в мысли, с мыслями посредством рук соединялось и дело. Слова //Афанасия//: Поелику, защищая закон, собирались против Спасителя, то справедливо Дух заповедует им сие пророческое слово: заботятся ли они о том, чтобы судить праведнику правоты, то есть, право? Но они (иудеи) не судили право, потому что хотели убить невинного и праведного. См. Толкование на Пс. 50:16 http://bible.optina.ru/old:ps:050:16#arxiep_irinej_klementevskij ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии** Давид, предваряя врагов своих вопросом, показывает, колико надеется на свою невинность. Ибо когда человек смело просит свидетельства от стороны противной, тем показывает, что в деле его нет никакого сомнения: иначе было бы дерзко и безразсудно в сомнительном деле призывать противника во свидетели. Таким образом, будучи благонадежен на свою совесть, смело и свободно выходит на среду, отражая безсовестныя клеветы врагов собственным их признанием. Аки бы сказал: я вас самих имею свидетелями невинности моей, но вы злоумышленными клеветами беззаконно озлобляете меня. Как вам не совестно и не стыдно невиннаго человека так мучить и оскорблять? Под именем сынов человеческих разумеет здесь советников и наперсников Сауловых, которых он под видом законнаго суда призывал к себе для осуждения невиннаго Давида. Нарицает же сынами человеческими может быть из презрения, отъемля прикровенно честь, которую наружными только словами отдал им. В самом деле были они разбойники паче, нежели судии, как увидим из следующих слов: **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии** Поэтому Давид взывает к ним: если вы действительно судьи, как выдаете себя (**правду глаголете**), то судите справедливо. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии** //Вы, судьи, поступаете несправедливо, так как всегда совершаете злодеяния// Известно, что Авессалом старался расположить к себе евреев указанием на те несправедливости, которые будто бы допускаются Давидом за его неспособностью к управлению народом и за нелюбовью к последнему. Так как вкрадчивые речи Авессалома возымели свое действие, то популярность его и его сторонников росла, влияние же Давида сокращалось. Власть, таким образом, фактически и постепенно переходила на сторону непризнанных и незаконных правителей. Как последние вели дела, выясняется далее. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии** Под именем сынов человеческих псалмопевец разумеет здесь советников и наперсников Саула, которых царь Саул под видом законного суда призывал к себе для осуждения неповинного Давида [[old:1ts:19:01|(1 Цар. 19:1)]]. Эти советники являлись в качестве свидетелей на суде против Давида. Чтобы угодить царю, они говорили неправду, клеветали на Давида. Уверенный в своей невинности, Давид, чтобы изобличить их ложные навета и клеветы на него, теперь предлагает им самим справедливо обсудить свои действия и поступки в отношении к нему, вопрошая их: рассудите вы сами, сыны человеческие (сыны неправды и беззакония – след. [[old:ps:057:03|ст. 3-4]]), действительно ли вы правду говорите и справедливо ли судите? //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]