[<10>] ====== Толкования на Пс. 58:15 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град** **Возвратятся на вечерь.** Повторяет сказанное прежде, чтобы пророчество о них соделать более твердым. Поелику сказал: **в гнев кончины, и не будут,** то, чтобы не подумал кто, будто бы пророк сам себе противоречит в словах: **расточи я силою Твоею,** кстати употребил повторение, сказав: **возвратятся**, так как в этих стихах есть неясность выражения. Объясняет же это пример псов, которые, собравшись к какой-либо пище, прежде нежели коснутся снеди, пожирают друг друга, а потому нередко расходятся, оставив пищу. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град** См. Толкование на [[old:ps:058:13#svt_grigorij_nisskij|Пс. 58:13]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град** Поелику Пророк сказал: //«во гневе кончины, и не будут»//, то, чтобы иный не почел противоречием у Пророка же сказанному: //«расточи я силою Твоею»//, весьма кстати повторяет сам себя и говорит, что они, на подобие томимых голодом и ходящих ночью по городу псов, будут жить, не вкушая никакой духовной пищи; потому что дела переменились: иудеи, древние сыны, за свое лукавство стали на чреде псов, а язычники, уподоблявшиеся древле псам, сподобились чести стать сынами. ===== Евфимий Зигабен ===== **Возвратятся на вечер и взалчут яко пес, и обыдут град** То же самое пророчество, сказанное Давидом выше об иудеях, он повторяет здесь, чтобы повторениями тех же слов утвердить его более. //Нисский// говорит: Для того повторил одно и то же слово дважды, чтобы показать, что те, которые не живут в настоящей жизни во граде добродетели, в будущей жизни будут изгнаны из вышнего града Иерусалима. Так он говорит: кто ныне, живя в сладострастии, ходит в окрестностях, а не живет во граде (добродетели) и не сохраняет в отношении к своей жизни человеческого образа, но произвольно делается зверским и псом; тот и тогда, потеряв вышний город, будет мучиться гладом благ. А победитель сопротивных и успевающий, как говорит псалмопение, переходя от силы в силу и прилагающий победу к победе, говорит: воспою силе твоей и проч. Слова //Феодорита//: Поелику сказал о гневе: в кончине и не будут, то, чтобы кто не подумал, что пророк противореча самому себе, говорит: расточи их силою Твоею, прилично сделав повторение, говорит, что они, томясь на подобие собак гладом, ходят по городу скитаясь, потому что не будут наслаждаться никакою духовною пищею. Ибо в делах последовал переворот: иудеи, сии прежде бывшие сыны, за свое лукавство стали наряду с псами; а язычники, которые прежде уподоблялись псам, удостоились чести сынов. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 15-16 **Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град: тии разыдутся ясти: аще ли же не насытятся, и поропщут** Давид, оканчивая молитву свою, обнадеживает себя благополучным успехом в желании своем. Впрочем, хотя приспособляет речь к тем же словам, которыя выше сказал о голодных //псах//, однако не в одном и том же смысле, но иронически глаголет, что враги его иным образом взалчут, то есть, что предприятие их не так удастся им, как они надеялися. Прежде жаловался, что они, на подобие //псов//, лают, будучи томимы ненасытимым желанием и алчностию вред причинить ему: а здесь, смеяся беззаконным усилиям их, глаголет, что они, утомяся от трудов целодневных, принуждены будут оставить желания свои. Таким образом, поздравляя себя, противополагает слова сии вышереченной жалобе. Следующия слова: **тии разыдутся ясти, аще ли же не насытятся, и поропщут**, означают, что псы оные хотя и не насытятся, однако принуждены будут лечь и спать. А сие обстоятельство еще более увеличивает мучительство глада: ибо скитавшись во весь день без всякаго успеха, и утомившися от труда, лечь на постелю с голодным и праздным чревом, не есть ли мучительно? **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 15-16 **Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град: тии разыдутся ясти: аще ли же не насытятся, и поропщут** Затем псалмопевец снова изображает алчность подстерегающих его врагов, они разбежались вокруг дома его, подобно собакам, высматривающим добычу, – но намерение их не исполнится и от этого они придут в гнев; меня же Бог спасет от настоящей опасности, и я буду за это прославлять Его. Многие отцы Церкви относят и этот псалом ко Христу, прообразом Коего был Давид; когда враги Давида подстерегали его в доме его, так иудеи подстерегали Христа в доме смерти, во гробе. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 15–16 **Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град. Тии разыдутся ясти, аще ли же не насытятся, и поропщут** В стихе 15 псалмопевец повторяет то же, что сказал выше old:ps:058:15|(ст. 7), но с некоторым особым оттенком мысли, который уясняется изречениями стиха [[old:ps:058:16|16]] и следующих. Предчувствуя утешение в близкой помощи, которую надеялся получить от Бога, он опять сравнивает врагов своих с голодными псами, которые домогались его погибели, как голодные псы, с лаем бросались везде, обходя весь город (**обыдут град**), и к ночи возвращались к своему месту (возвратятся на вечер), но и здесь томимые ненасытным желанием причинить ему вред (**разыдутся ясти**) остаются с неудовлетворенным желанием и ограничиваются одним ропотом, что все усилия их остались безуспешными – **аще ли же не насытятся, и поропщут**. По мнению св. отцов, здесь опять выражено пророчество о христоубийцах иудеях, которые – по крайней мере, некоторые из них, – изгнанные из Иерусалима, ощутили глад Слова Божия, почувствовали нужду в богослужении и для утоления этого глада приходили в Иерусалим, плененный язычниками. Но повеление завоевателей римлян препятствовало им войти в него, и они в великой скорби принуждены были ходить около города (**обыдут град**) и искать утешения около стен Иерусалима. Таким образом, они здесь не утолили духовного глада. **Аще ли же не насытятся** – такое условное выражение пророка предполагает, однако, возможность для иудеев насытиться: оно дает понять, что от них зависело – насытиться или остаться голодными; с развалин Иерусалима видимого они могли усмотреть Иерусалим невидимый, таинственный, т.е. святую Церковь Христову, и если бы уверовали, что Христос, Которого они распяли, есть Бог, они утолили бы свой духовный голод. В противном случае, они останутся в неутешной скорби и предадутся несправедливому ропоту и хуле на Господа (**и поропщут**). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]