[<10>] ====== Толкования на Пс. 60:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко Ты, Боже, услышал ecи молитвы моя и дал ecи достояние боящымся имене Твоего** **Дал eси достояние боящимся имене Твоего.** Какое же это достояние, как не царство небесное? Ибо сказано: //npиидume благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира//, и проч. ([[new:mf:25:34|Мф. 25,34]]), посему дал наследовать царствие Божие и называться на земле христианами. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Яко Ты, Боже, услышал ecи молитвы моя и дал ecи достояние боящымся имене Твоего** Когда силой и действием имени Иисуса услышана будет молитва, когда низойдет Божественная помощь к человеку, когда отражены будут и отступят от него враги, когда сподобится он отпущения грехов, когда он будет исцелен и возвращен к непорочному естественному состоянию, когда дух его будет восстановлен во власти своей, тогда последует покаяние, во имя Господа, благодатных даров, духовного имущества и сокровища, залога блаженной вечности, «**яко Ты, Боже, услышал еси молитвы моя: дал еси достояние боящимся имене Твоего**». //**Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко Ты Боже услышал еси молитвы моя: дал еси достояние боящимся имени Твоего** Всегда буду воспевать Тебя; потому что, прияв мои прошения, обетованное предкам нашим достояние даровал Ты нам, потомкам их. Говорят же сие иудеи, как скоро вступили в путь. Но должно знать, что в настоящих словах заключается намек на истинное достояние; а истинное достояние есть вечная жизнь, о которой Владыка Христос стоящим одесную агнцам сказал: //«приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира»// ([[new:mf:25:34|Мф.25:34]]). Сие-то достояние обетовал Владыка боящимся Его; иудеям же, как бы в прообразование, дал обетованную землю. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко Ты, Боже, услышал ecи молитвы моя и дал ecи достояние боящымся имене Твоего** Ты, говорит, Господи, услышал молитвы мои, когда я призывал Тебя, и дал боящимся имени Твоего наследство, которое в низшем смысле есть дольний Иерусалим и земля обетованная, а в высшем— горний Иерусалим и царство небесное, как говорит //Афанасий//. Ибо придите, скажет Господь, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам царство от основания мира [[new:mf:25:34|(Мф. 25,34)]]. Слова //Афанасия//: Наследие царства небесного дается в будущем веке. Как же говорит: Ты дал? Поелику хотя и ожидается (оно) по воскресении, но как еще ныне приготовлено, то и дано уже тем, которые имеют получить его в надлежащее время. Замечай, что наследство сие дано боящимся Бога. Итак, если оно дано и им—низшим, то не гораздо ли более—на высшую степень восшедшим, то есть, любящим Бога? ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Яко ты, Боже, услышал еси молитвы моя, дал еси достояние боящымся имене твоего** Сими словами ясно показывает, что Бог никогда не лишает милости Своея людей уповающих на Него, но по нескольких подвигах и страданиях, коими искушает веру их, наконец дарует им вечное блаженство. Почему прикровенно смеется безумию тех, которые надеются на временное счастие. Ибо сие временное счастие, которым они ласкают себя, есть мечтательное и скоро исчезающее. Но Давид именем **достояния** научает, что Божии раби не мечтательным наслаждаются благополучием, но твердую и непоколебимую вкушают радость. Ибо временныя или паче мгновенныя скорби, коими искушаются, споспешествуют им к вечному спасению. Итак благодарит Бога, что Он не на краткое некое время утешает рачителей своих, но и здесь поставляет их на твердой ноге, и тамо назначает как бы некое наследственное стяжания право. Нечестивые, понеже не объемлют верою будущих благ, то и живут здесь не заботясь о них; истинное же и твердое наслаждение благ остается вечно у одних токмо Богочтителей. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Яко Ты, Боже, услышал еси молитвы моя, дал еси достояние боящымся имене Твоего** Во время молитвы псалмопевец пришел к уверенности, что Бог услышит его, поселит его в жилище Своем и примет его под Свою защиту; Он всегда обыкновенно внимает молитве псалмопевца и доставляет боящимся Его обладание св. землею (**достояние**). **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Яко ты, Боже, услышал еси молитвы моя, дал еси достояние боящымся имене твоего** //Ты услышишь молитву мою и возвратишь мне мое наследие. Да умножит Господь дни царя; да пользуется он вечной милостью Бога и тогда он возблагодарит Господа молитвами и обетами// //"Услышал"//, //"дал"// прошедшие времена вместо будущих (прошедшее пророческое). - //"Наследие боящихся имени Твоего"// - Господь сохранил за Давидом то наследие, какое Им обетовано для боящихся Его. Это наследие - возвращение ему неправедно отнятого престола. В согласии со [[old:ps:060:05|ст. 5]] можно разуметь и дарование вечной жизни за гробом, как удел, назначенный вообще для праведников. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко Ты, Боже, услышал еси молитвы моя, дал еси достояние боящымся имене Твоего** **Достояние** значит: «наследие, владение». Этим словом псалмопевец называет здесь обетованную землю и город Иерусалим. Сказав прежде [[old:ps:060:05|(ст. 5)]], что он поселится навечно в Божием жилище и навсегда останется под покровительством Его, здесь указывает причину, почему он удостоится такой милости, – потому именно, что Бог услышал молитвы его, т.к. Он никогда не лишает Своей милости уповающих на Него и молящихся Ему, хотя Он и посылает для испытания их разные беды и страдания, но впоследствии за терпеливое перенесение скорбей и искушений и за твердое упование на Него награждает боящихся Его наследием не только временного участия в земле обетованной, но и жизни вечной в горнем Иерусалиме [[new:mf:25:34|(Мф .25:34)]]. Достойно замечания, что в псалмах люди верующие и благочестивые называются только боящимися Бога и уповающими на милость Его, но почти никогда – любящими Бога. Не значит ли это, что ветхозаветный праведник, хотя и имел заповедь о любви к Богу [[old:vtor:06:05|(Втор. 6:5)]], но он состоял как раб в отношении к Богу и, не имея близости усыновления, руководился только чувством страха Божия и надежды на милость Божию и далек был от сыновней любви к Богу Отцу? //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]