[<10>] ====== Толкования на Пс. 61:9 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Уповайте на него, весь сонм людий: излияйте пред ним сердца ваша, яко Бог помощник наш** **Уповайте на Него весь сонм людей.** В нем уготовав себе путь к покаянию, призывает и других к тому же, а вместе с тем пророчески предвозвещает призвание всех язычников. **Излияйте пред Ним сердца ваша.** Как бы так говорит: не приступайте к Нему с сердцем двойным, но как написано: //возлюбиши Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею мыслию твоею// ([[new:mf:22:37|Мф. 22,37]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Уповайте на него, весь сонм людий: излияйте пред ним сердца ваша, яко Бог помощник наш** Познав же на себе самом пользу искреннего упования на Бога, псалмопевец призывает и народ соревновать ему в этом, говоря: **«Уповайте на Него весь сонм людей: излияйте пред Ним сердца ваша»**. Невозможно нам соделаться способными к приятию Божественной благодати, не изгнав из себя порочных страстей, какие овладели нашими душами. Я видал, что врачи не дают целебные лекарства, как прежде посредством рвоты очистив нутро от того болезнетворного вещества, которое невоздержные скопили в себе худым поведением. И в сосуд, который был занят какою-нибудь зловонною жидкостью, не вымыв, не наливают мира. Посему должно быть вылито помещавшееся прежде, чтобы могло вместиться вновь вливаемое. **//Беседы на псалмы. Беседа на шестьдесят первый псалом.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Уповайте на Него весь сонм людей: излияйте пред ним сердца ваша, яко Бог помощник наш** В пренебрежении оставив всех людей, на Него упование твердым соделайте, единоплеменники, и Ему посвятите всю мысль, несомненно ожидая от Него помощи. Сие означают слова: //«излияйте пред Ним сердца ваша»//, то есть, Ему посвятите все помыслы, и не допускайте никакого раздвоения в мыслях. ===== Евфимий Зигабен ===== **Уповайте на Него весь сонм людей, излияйте пред ним сердца ваша; яко Бог помощник наш** Сердцами здесь называет моления и молитвы, как говорит Давид в другом месте: излию пред Ним моление мое [[old:ps:141:03|(Псал. 141,3)]]; потому что искренняя и чистая молитва должна быть воссылаема к Богу из глубины сердца. Излейте, сказал потому, что слово течет и выливается устами. Можно тоже изречение понимать иначе, то есть, истощите пред Богом тайные ваши сердечные страсти посредством исповедания. Потому то и божеств. //Василий// говорит: Не возможно нам, не изгнав овладевших душами нашими злых страстей, быть вместилищами божественной благодати. Видел я, что и врачи не дают спасительных лекарств, не очистив прежде чрез рвоту от причиняющего болезнь того вещества, которое накопили в себе невоздержные чрез неумеренное насыщение. Итак, наперед должно истощить в себе то, что уже есть, чтоб можно было поместить доставляемое вновь. Слова //Феодорита//: Излейте сердца ваши—значит то же, что: посвятите Ему все помышления. И не допускайте никакой двойственности, зная хорошо, что человек двоедушный непостоянен во всех путях своих, и то, что двум господам работать никто не может. //Оригена//: Кто отвергнул всякое худое помышление и до такой степени покаялся, что и не помнит худого, тот излил пред Богом свое сердце. //Афанасия//: Он говорит, что сими словами более в пророческом духе предвозвещает о призвании всех народов. //Неизвестного//: излить пред Ним сердце—есть одно и то же, что любить Его от всей души и от всего сердца. Посему он как бы так говорит: не приступай к Нему с сердцем раздвоившимся [[old:prsir:01:27|(Сир. 1,27)]]. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Уповайте на него, весь сонм людий: излияйте пред ним сердца ваша, яко Бог помощник наш** Будучи воодушевлен упованием на **Бога**, обращает слово к другим, и призывает к соучастию подвигов, дабы равно могли быть соучастниками и в победе, и в торжестве. Нарицая **сонм** людей, без сомнения, означает Иудеев: ибо прежде нежели возсиял свет веры и богопознания у язычников, одни Иудеи имели чистое понятие о **Боге**. И потому, ясно разделяя избранный народ от язычников, как бы так глаголет, что недостойно было бы сынов Авраамовых, которым открыто было Боговедение, и которых **Бог** особенно принял в Свое покровительство, ежели бы все они особенно не были привержены к нему, как в счастливых, так и несчастливых случаях. А поелику сердца человеческия во время несчастных обстоятельств обыкновенно стесняются и по сей причине ожесточаются пред **Богом**, а чрез то и болезни свои умножают, сего ради Пророк преподает наилучшее против недуга сего средство: дабы верные, возлагая печали свои на **Бога**, некоторым образом сердца свои смягчали, и аки воду изливали пред очами Его. Ибо примечено, что из сердца стесненнаго печалию никогда не исходят свободныя молитвы. Кратко сказать: Давид врачует здесь недуг, врожденный нашей растленной природе. Ибо мы, скрывая наши болезни, лучше желаем внутренно терзаться, нежели усердныя молитвы проливая пред **Богом**, теми себя облегчать. Откуду происходит то, что, совершенно предавшись печали, погружаемся в отчаяние. Наконец, что выше глаголал о себе едином, сие здесь распространяет на весь народ, провещавая, что спасение его зависит от помощи единаго Бога: **яко Бог помощник наш**. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Уповайте на него, весь сонм людий: излияйте пред ним сердца ваша, яко Бог помощник наш** //Моя единственная и верная защита, как и всех людей, только Господь. Прибегайте к Нему, и не надейтесь на людей, так как только у Господа сила и милость// Под "народом" можно разуметь тех людей, которые сопровождали Давида в его бегстве и которые отчаивались в возможности для него спасения. - //"Изливайте пред Ним сердце"// - обращайтесь к Нему с искренней, нелицемерной молитвой и твердой верой. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Уповайте на Него, весь сонм людей: излияйте пред Ним сердца ваша, яко Бог помощник наш** **Сонмом людей** псалмопевец называет здесь целый народ иудейский, все общество единоплеменного и единоверного ему народа. Воодушевленный крепким **упованием** на Бога, он обращает речь свою к этому народу и убеждает весь сонм людей обратиться к тому же упованию на Бога, для того чтобы, сделавшись сообщниками ему в терпении и уповании, они могли принять соучастие и в торжестве его, и в победе, даруемой в награду за подвиги терпения и упования. Человек, возложивший упование на Бога, легче переносит скорби и страдания, потому что имеет в Нем сильного заступника от всех бед и напастей, в молитве пред Которым он всегда может излить скорбные чувства своего сердца: как вода или жидкость изливается из сосуда, так и чувства сердечные изливаются и текут из сердца чрез словесные выражения, или, что то же – чрез устные молитвы. Поэтому и слова псалмопевца **излияйте пред Ним сердца ваша** выражают такой совет к народу: возложив все **упование на Бога**, воссылайте к Нему из глубины сердец ваших самые искренние и чистые молитвы, потому что Он **помощник ваш** (в пер. с греч.). Подобное этому выражает св. Давид яснее в своей молитве к Богу: «//Пролию пред Ним моление мое//» [[old:ps:01415|(Пс. 14:15)]]. По словам св. Василия Великого, выражение излияйте сердца ваша употреблено здесь в смысле извержения, или изгнания, из сердец овладевших душами людей злых страстей, чтобы быть им потом достойными вместилищами Божественной благодати [4, с. 265]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]