[<10>] ====== Толкования на Пс. 62:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни иудейстей** //Содержание:// И этот псалом Давид воспевает, спасаясь бегством от лица Саулова, и ради добродетельной жизни призывая на помощь Бога. Но относится он и к душе, которая древле была в пустыне, лишенной всякого блага, а потом обратилась, по благодати Христовой. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни иудейстей** Божественный Давид, спасшись бегством от Саула, пришел к Авимелеху, оттуда же к Анхусу, который царствовал в Гефе. Потом, снова подвергшись опасности и спасшись от оной, приходит в пустыню, в которой и написал этот псалом, изливая в нем любовь свою к Богу и предвещая погибель Саулову. ===== Евфимий Зигабен ===== **Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни иудейстей** Бежав от Саула, Давид пришел в пустыню, так называемую безвлажную, где и жил. Итак, в сей то пустыни находясь, он сочинил настоящей псалом, в котором открывает чрезвычайную любовь свою к Богу. Он также и пророчествует в нем об истреблению, которому имели подвергнуться гонители его. Сей псалом приличен и нам—христианам. Ибо когда и мы находимся в пустыни сладостных предметов мирa и имеем пламенную любовь к Богу; то без сомнения будут истреблены и наши видимые и невидимые враги, и вовсе не в состоянии будут вредить нам. Некоторые списки содержат: в пустыни идумейской. Почему должно думать, что та пустыня, в которой находился прежде Давид, составляла часть идумейской земли (или земли Исава), а потом сделалась частью Иудеи. О сем смотри в [[old:1ts:22:start|22]] и [[old:1ts:23:start|23]] главе первой Царств, что Давид, убегая Саула, жил в земле Иудейской, а не идумейской. Слова //Афанасия//: Этот псалом относится и к душе, бывшей прежде в пустыни (вне) всякого добра, а потом благодатью Христовою возвратившейся к добру. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей** Надписание в еврейском тексте: Песнь Давидова. Пространнейшее описание бытия сего зри в первой книге Царств в [[old:1ts:21:start|гл. 21]] и [[old:1ts:23:start|23]]. Содержание: Сей **псалом** содержит молитву, растворенную благочестивыми размышлениями, которыми **Давид**, находяся посреде скорбей, страданий и печалей, утешал себя. К сим присовокуплены обеты, которые возсылал он к Богу посреде страхов и опасностей. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей** По смыслу надписания над этим псалмом, он мог быть написан только во время Авессаломова гонения; Давид уже царь, но коварные враги изгнали его в пустыню. Там он должен был ночевать; на постели своей, прежде напоминания о необходимости внезапного перенесения своего лагеря [[old:2ts:17:21|(2 Цар. 17:21)]], он размышлял о Боге своем; проникнутый горячею любовью к Нему, он и в пустыне так живо поставляет себя в присутствии Божием, как если бы он находился при скинии и взирал ко святилищу, где пребывает Господь над кивотом. Во время гонения Саулова и Авессаломова [[old:2ts:15:23|(2 Цар. 15:23,]] [[old:2ts:15:28|28;]] [[old:2ts:16:02|16:2;]] [[old:2ts:17:16|17:16)]] Давид находился в пустыне Иудейской. Правда, пустыня, в которой Давид проводил ночь во время бегства от Авессалома, не называется в Писании **пустынею иудейской**, но тем не менее это была пустыня иудейская. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей** Этот псалом написан Давидом во время бегства, когда он находился в пустыне (см. [[old:2ts:15:28|2 Цар XV:28]]; [[old:2ts:17:start|XVII]], [[old:2ts:17:15|15-26]]). Под этим бегством нужно разуметь времена Авессалома, так как в [[old:ps:062:12|12]] ст. Давид прямо называет себя царем, занимавшим уже престол, именем которого клялись, т. е. имевшим подданных, каких он, конечно, не имел при жизни Саула. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей** Таким надписанием начинается этот псалом. Из этого надписания видно, что псалом этот принадлежит Давиду и составлен им во время пребывания его в пустыне Иудейской, или по случаю этого пребывания. Из библейской истории известны два случая пребывания Давида в пустыне: первый, когда он, помазанный на царство, укрывался бегством от гонения царя Саула, который преследовал и всячески старался изловить и умертвить его [[old:1ts:23:14|(1 Цар. 23:14–28)]], и второй, когда он также бегством из Иерусалима принужден был спасаться от преследования восставшего против него сына его, Авессалома [[old:2ts:15:23|(2 Цар. 15:23]], [[old:2ts:15:28|28)]]. Хотя некоторые из новейших исследователей и толковников небезосновательно относят происхождение этого псалма к последнему случаю, но мы, согласно с мнением св. отцов Церкви (св. Афанасия Александрийского, блж. Феодорита и др.), находим более основательным и более согласным с самым содержанием псалма признать, что этот псалом написан Давидом в то время, когда он скрывался в пустыне Иудейской от преследований Саула [3, с. 205:6, с. 285]. Из содержания этого псалма видно, что псалмопевец находится в земле пустой и безводной, вдали от того места, в котором находилось тогда святилище скинии Божией с ковчегом Завета, и его душа томится желанием созерцать силу и славу Божию, как он прежде созерцал ее во святилище [[old:ps:062:02|(ст. 2–3)]]. Далее, он выражает пламенную любовь к Богу, готовность к прославлению Его, твердое упование на Него и радостную уверенность, что десница Божия поддерживает и защищает его от врагов, ищущих его погибели [[old:ps:062:04|(ст. 4–9)]]. Наконец он предсказывает, что гонители его, искавшие смерти его, сами погибнут, а он, в звании и положении царя, возвеселится о Боге, те же, которые были враждебными ему и распространяли о нем неправду, должны будут умолкнуть [[old:ps:062:12|(ст. 12)]]. Во всем вообще псалме выражается светлое и радостное настроение души Давида. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]