[<10>] ====== Толкования на Пс. 63:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И вознесется Бог: стрелы младенец быша язвы их** **Стрелы младенец быша язвы их.** Сказав о превозношении их пред святыми проповедниками, описывает и падение их. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И вознесется Бог: стрелы младенец быша язвы их** Для человека правдивого и добросовестного язвы, наносимые ему языком недоброжелателей, как стрелы младенец – ничтожные, безвредные. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И вознесется Бог: стрелы младенец быша язвы их** См. Толкование на [[old:ps:063:07#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 63:7]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И вознесется Бог: стрелы младенец быша язвы их** **И вознесется Бог** Быть может, говорит, к коварным врагам моим присоединится и еще кто либо для вспомоществования в намерений и злобе их против меня, ласкаясь к ним и обещая, что и он будет действовать против меня. Но этот человек будет сердце глубокое, то есть, глубокомысленный и мудрый, впрочем—на зло, так как есть глубокомысленный и на добро. Однако же поелику и он ничего не может сделать против меня, то посему Бог вознесется и возвеличится еще более, как уловляющий мудрых в коварстве их, то есть, наказывающий их и показывающий, как изъясняет //Феодорит//, умышления всех прежде упомянутых бездейственными и суетными. Почему и //Феодотион// сие перевел так: и мысль мужа и сердце глубокое Бог поразит стрелою. //Eвceвий// сие изъясняет так: Беззаконники, говорит, непрестанно злоумышляли: но приступит человек истинный, хранящий в себе то, что создано по образу,—и как рассудительный и умный (ибо это значит: сердце глубокое) изложит глубокое разумение в обличении, которым будет вознесен Бог, уловляющий мудрых в коварстве, ибо возносится Бог чрез мужей святых при обличении ими обмана. Другие разумеют сии слова об Иуде, о чем смотри в конце псалма сего. Некто другой говорит: Приступит человек. Сколько бы ни было глубоко человеческое помышление испытывающее то, что превышает силы, непобедимый Бог выше его. Не видят, говорит; тогда как, сколь ко бы ни скрывали обманы и не полагали их в глубине, чтобы не сделались явны, Бог находится выше и скорее подает помощь, нежели они обманы. Слова //Феодорита//: Бог видит и скрытое и показывает, свою высоту, подвергая их наказаниям. **Стрелы младенец быша язвы их** Поражения, говорит, то есть, причинения зла и вреда врагами моими, были как стрелы младенцев, то есть, бездейственны и бессильны, подобно тому, как бессильны стрелы, пускаемые малыми детьми, по причине естественной слабости их. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **И вознесется Бог: стрелы младенец Быша язвы их** Давид, будучи удостоверен, что молитвы его будут не тщетны, паче же чувствуя, что **Бог** уже услышал их, ободряется духом и восприемлет лучшия надежды. Ибо хотя не видел еще мщения Божия над врагами, однако надеялся на правосудие Божие, которое им и предвозвещает, чрез что являет нам преизящное веры своея доказательство. Он, видя людей нечестивых благоденствующих и счастием своим гордящихся, а Бога презирающих и мщения Его не боящихся, не падает под бременем уныния или отчаяния, но духом своим возносится выше, ожидая, доколе **Бог**, по долговременном терпении, явит правосудие свое. Притом и незлобие свое доказывая, прощает врагам нанесенныя ему обиды. Что бо, глаголет, **Быша язвы и**х, как разве **стрелы**, пускаемыя руками младенцев? Руки **младенцев** некрепки и слабы, и потому неудобны какой-либо чувствительный вред причинять. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **И вознесется Бог: стрелы младенец быша язвы их** Вот они приближаются с глубоко задуманными в сердце (//глубоко//) планами против меня; но вместо торжества надо мною, как они с уверенностию ожидали, Бог показывает свою высоту (**вознесется**), наказывая их и спасая меня. Стрелы, которые они направляют против меня, оказываются безвредными детскими стрелами. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **И вознесется Бог: стрелы младенец быша язвы их** См. Толкование на [[old:ps:063:07#prot_sergij_ternovskij|Пс. 63:7]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-11 **И вознесется Бог: стрелы младенец быша язвы их, и изнемогоша на ня языцы их: смутишася вси видящии их. И убояся всяк человек: и возвестиша дела Божия, и творения его разумеша. Возвеселится праведник о Господе и уповает на него: и похвалятся вси правии сердцем** //Но враги мои не успеют: их неправда будет причиной гибели их самих, и тогда-то (после гибели) все люди увидят, что кара бесчестных врагов есть дело Божие, а праведник будет радоваться о Господе// В своем расчете, что "их никто не увидит", враги забыли Господа. Он же знает и видит действия человека, и злые поступки врагов послужат только к их наказанию и гибели, тогда-то все увидят проявление грозного суда, //"дело Божие"//, а праведник Давид - возвеселится (ст. 11). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 8–9 **И вознесется Бог: стрелы младенец Быша язвы их, и изнемогоша на ня язы́цы их: смутишася вси видящии их** Испытающии испытания все сделали для погибели кроткого Давида: они, по словам блж Феодорита, устремили весь ум, придумали против него всякие средства, не оставили ни одного вида козней, и явно нападая, и скрытно подстерегая, употребляя соглядатаев, обходя пустыни, осматривая утесистые места... Но хотя и тьмократно укроют свои начинания, но оныя явны назирающему все Богу, Который открывает высоту Свою (**вознесется Бог**), подвергая таковых наказанию. А вследствие того и **стрелы**, которые направили враги против Давида, оказались потом детскими стрелами, пущенными из слабых рук младенцев, и раны (**язвы их**) от них были то же, что от стрел, пущенных малыми детьми. Точно так же и языки их, произносившие клеветы и злословия, настолько оказались слабыми, что не могли причинить никакого вреда ими пораженным, а если и был от них какой вред, то он обратился на самих поражавших – **изнемогоша на ня язы́цы их**. А увидевшие, что они обманулись в своих предприятиях, исполнились смятения и страха и подивились Божию промышлению [6, с. 289]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]