[<10>] ====== Толкования на Пс. 64:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Дивен в правде, услыши ны, Боже, спасителю наш, упование всех концей земли и сущих в мори далече** **Услыши ны Боже, Спасителю наш, упование всех концей земли.** Итак, услышь нас и даруй нам просимое. На Тебя, говорит, уповают пределы вселенной и живущие далеко от моря, чем означает опять пределы вселенной. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прп. Авва Дорофей ===== **Дивен в правде, услыши ны, Боже, спасителю наш, упование всех концей земли и сущих в мори далече** Он (Христос) есть **упование всех концов земли и сущих в мори далече**. Сущие в **концах земли** суть те, которые находятся в конечной злобе; а **сущие в море далече** - те, которые пребывают в крайнем неразумии; однако Христос есть упование и таковых. **//Душеполезные поучения. Поучение 12.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Дивен в правде, услыши ны, Боже, спасителю наш, упование всех концей земли и сущих в мори далече** См. Толкование на [[old:ps:064:05#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 64:5]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Дивен в правде, услыши ны, Боже, спасителю наш, упование всех концей земли и сущих в мори далече** **Дивен в правде** Опять храм Божий есть находящийся в дольнем и горнем Иерусалиме, а каждая церковь и дом Божий есть поместный храм Божий. Итак, сей храм свят, поелику есть храм Бога из святых Святого и поелику исполнен освящения. Он же и дивен по праведности живущих в нем пристойно праведных мужей. Или храмом Божиим называет добродетельного человека, который есть жилище Божие, как сказано: вы храм Бога живого, как сказал Бог, что вселюсь в них и буду ходить [[new:2kor:06:16|(2Кор. 6,16)]] и опять: (ибо) храм Божий Свят, а храм сей вы [[new:1kor:03:17|(1Кор. 3,17)]]; и добродетельный свят по непорочности и непричастности страстям, а чуден по праведности и сверхъестественной добродетели своей. **Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли, и сущих в мори далече** И в сих словах заключается пророчество о том, что язычники имели уверовать во Христа: услышь, говорит, Господи, нас, Ты, который имеешь быть после упованием всех народов. Концы земли означают живущих на краях земли: находящееся на море (означают) живущих на островах, а далеко значит, что много островов населенных людьми находится и вдали от суши. Слова //Аввы Дорофея//: По мнению некоторых, те, которые в концах земли живут, суть находящиеся в крайнем зле; а которые далеко на море—пребывающие в крайнем неведении, и однако же Христос есть и их надежда. //Феодорита//: Снова предсказывает и здесь о спасении вселенной и напоминает о предречении патриарха Иакова; так как он говорит: не оскудеет князь из Иуды и вождь от чресл его, доколе не придет Тот, Которому предоставляется и Который есть чаяние народов. Его же и здесь назвал надеждою всех концов земли и находящихся далеко на море. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Дивен в правде, услыши ны, Боже, спасителю наш, упование всех концей земли и сущих в мори далече** Давид в лице вернаго народа паки обращается к молитве, и представляет новую побудительную причину, чего ради должен услышан быть, нарицая Бога спасителем, на Котораго все народы уповают. **Услыши** нас, глаголет, просящих избавления от плена. Мы желаем и просим того благонадежно: Ты бо еси Спаситель **наш**, понеже часто от врагов и гонителей спасал еси нас, и посему не токмо мы, но и все народы, сущие даже на последних концах земли и живущие на отдаленных островах морских, на Тя уповают. Сие глаголет Пророк, предвидя обращение всех народов к богопознанию: и притом глаголет в настоящем времени, понеже Пророкам и будущия дела представляются настоящими. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Дивен в правде, услыши ны, Боже, спасителю наш, упование всех концей земли и сущих в мори далече** **Дивен в правде**, т.е. храм. Храм (этим именем называлась и скиния Моисея; потому здесь нет доказательства о происхождении псалма после Давида) есть место, где находится Бог Праведный и подающий праведность, т.е. прощающий (**дивен в правде**). Услышь нас, продолжает далее псалмопевец, Ты, на Которого уповает весь мир и тем более народ Твой. **Всех концей**, т.е. на краях земли живущих людей; **в мори далече**, т.е. жителей самых дальних островов. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Дивен в правде, услыши ны, Боже, спасителю наш, упование всех концей земли и сущих в мори далече** //Услыши нас, Боже, упование всей Вселенной, всемогущий Владыка земли и морей// //"Упование всех концов земли и находящихся в море далеко".// Господь является единственным и верным оплотом всякого, в каких бы пределах земли он ни был. Так как Господу принадлежит вся земля, то не может быть внешних границ Его влиянию и воздействию: везде истинный Его чтитель найдет в Нем защиту. **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Дивен в правде, услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концей земли и сущих в мори далече** То же речение – **дивен в правде**, которое в переводе с греческого имеет связь и соотношение с речениями стиха [[old:ps:064:05|5]], в переводе с еврейского относится не к храму Божию, а к лику Самого Бога и читается так: «Страшный в правосудии, услышь нас». Этому же еврейскому переводу оно соответствует и в нашей славянской Библии и в «Учебной Псалтири». Молитвенные слова:** услыши ны, Боже, Спасителю наш**, пророк влагает в уста тех же ожидающих освобождения из плена вавилонского иудеев, но в то же время, как и в [[old:ps:064:03|3-м]] стихе, он предсказывает спасение всех народов, живущих во вселенной, и словами **упование всех** напоминает пророчество патриарха Иакова [[old:gen:49:10|(Быт. 49:10)]] о лице Господа Иисуса Христа, Спасителя всех людей, Который во все времена ветхозаветной истории был чаянием языков. **Концы земли** означают здесь живущих во всех странах и во всех краях земли, а слова **сущих в мори далече** означают живущих на островах морских [[old:ps:096:01|(Пс. 96:1)]], не только ближайших к материку земли, но и на самых отдаленных. Таким образом, молитвенные изречения этого стиха могут быть выражены так: Боже, Спаситель наш, дивный правдою Твоей, услышь нас, Ты, Который составляешь упование (чаяние) всех народов, живущих во всех концах земли и на самых отдаленных островах морских. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]