[<10>] ====== Толкования на Пс. 64:11 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Бразды ея упой, умножи жита ея: в каплях ея возвеселится возсияющи** **Бразды ея упой, умножи жита ея.** **Браздами** называет сердечные глубины, а **житами** — благочестивые помыслы. **В каплях ея возвеселится прозябающи.** И малые, подаваемые ей, Божественные дарования возвеселят ее и приуготовят к прозябению, очевидно, мысленного плода. Каковы же ее капли, уразумеешь из сказанного о Христе: //Снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю// ([[old:ps:071:06|Пс. 71,6]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Бразды ея упой, умножи жита ея: в каплях ея возвеселится возсияющи** **«Бразды ея упой».** Из сего видно, что это есть предречение будущаго, а не описание бывшаго. **«Умножи жита ея;»** то есть, продолжай, Владыка, подобно браздам некиим, напоевать их умы и возбуждать к плодоношению. **«В каплях ея возвеселится возсияющи».** Возвеселят же и соделают ее процветающею благовременно приносимыя учителями капли росы. ===== Евфимий Зигабен ===== **Бразды ея упой, умножи жита ея: в каплях ея возвеселится возсияющи** **Бразды ея упои, умножи жита **(произрастения)** ея** В каплях ея возвеселится возсияющи (рождая). Предсказав о хорошем для земли времени и об изобилии плодов, Давид при сем просит Бога, чтобы все предсказанное им пришло в исполнение, то есть, чтобы борозды земли были упоены дождем и плоды ее умножились и чтобы обрадована была земля дождевыми каплями и чрез росы прозябла трава; где: «упой и возвеселится и раждая» суть слова переносные, взятые (чрез перенесение) от сходства с людьми и воодушевленными животными пьющими и веселящимися. Тот же //Афанасий// бороздами называет глубины сердец. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Бразды ея упой, умножи жита ея: в каплях ея возвеселится возсияющи** Сими словами возсылая молитву к Богу, просит дабы Он продолжил милости Свои к народу, и орошая землю благовременными дождями, подавал ей плодородную силу. А сим образом показывает, что весь природы чин есть громогласный свидетель и проповедник Божией отеческой к нам любви, которая благоволит пещися о приуготовлении нам ежедневныя пищи. Аки бы сказал: продолжи, Господи, милость Твою, и нивы земли ороси благотворными дождями, и тако **умножи жита ея**, плоды и произрастения, да о излиянии дождя, свыше от Тебе каплющаго, возвеселится земля прозябающая, и будет подобна смеющейся или улыбающейся. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Бразды ея упой, умножи жита ея: в каплях ея возвеселится возсияющи** Сделай это и теперь! Напой борозды земли и таким образом умножь ее производительную силу; произрастения радуются орошению дождем, так как без дождя не могут давать плодов. Как углубления, **борозды** могли быть так названы; когда пойдет обильный дождь, то они действительно становятся бороздами; благотворным дождем Бог умножает произрастения земли, доставляет им красоту и как бы веселие (**возвеселится прозябающи**). **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Бразды ея упой, умножи жита ея: в каплях ея возвеселится возсияющи** Сказав о том, что Господь Бог, по благоволению Своему, милостиво призрел на землю избранного народа Своего [[old:ps:064:10|(ст. 10)]], псалмопевец от имени этого народа просит Бога, чтобы Он продолжил милости Свои и наполнил дождевою водою те углубления земли, которые естественным порядком, от обильно падающего дождя или от искусственного возделывания, принимают вид борозд (**бразды ея упой**), чтобы, чрез обильное напоение земли дождевою благою, умножил произведения земли – **жита ея**. Когда после продолжительной засухи земля получит обильное орошение, тогда она вдруг оживает, все плоды и произрастения ее, дотоле увядшие и имевшие мертвенный вид, вновь обнаруживают растительную жизнь (**прозябают**) и принимают веселый, как бы сияющий вид: **в каплях** дождя земля** возвеселится возсияющи** (по др. чтениям: «**прозябающи**», germinans – «произрастающая»). Некоторым речениям стихов [[old:ps:064:10|10]] и 11 св. отцы (Афанасий Великий, Феодорит, Августин и др.) дают духовное, таинственное знаменование. Так, земля означает человека; Бог посетил землю, это значит: Сын Божий воплотился для спасения мира; Он упоил землю и премного обогатил ее – значит, сообщил людям благодатную воду святого крещения и обогатил их многими дарами Святого Духа. //Река Божия, наполнившаяся водами//, означает апостолов, исполненных благодатными водами, истекающими из неистощимого Источника – Христа Спасителя. //Уготованная пища// это Тело и Кровь Христа, прежде век уготованная в снедь верным. **Бразды** земли – это сердце, ум и вообще душа человека, возделанная крестом Христовым, напоенная водою святого крещения и умноженная плодоношением духовных дел от благодати Святого Духа [[new:gal:05:22|(Гал. 5:22–23)]]. Она возвеселится слезами (**в каплях ея**) покаяния и утешится **возсияющи** [[new:mf:05:04|(Мф. 5:4)]] [3, с. 212:6, с. 293–294]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]