[<10>] ====== Толкования на Пс. 64:14 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Одеяшася овни овчии, и удолия умножат пшеницу: воззовут, ибо воспоют** **Одеяшася овни овчии**. **Овнами овчими** называет правителей народных. Во что же они оденутся, как не в одежду нетления и в ризу веселия? **Овнами овчими** именует также и святых Апостолов, потому что они преклонили главу и возмогли избодать врагов, как сказал Господь: //се Аз посылаю вас яко овцы посреде волков// [[new:mf:10:16|(Мф. 10,16)]]. **И удолия умножат пшеницу**. Души язычников, говорит, прежде ни к чему не способные и бесплодные, будут исполнены плодов духовных. **Воззовут, ибо воспоют.** **Удолия**, после того как изменятся на лучшее и умножат духовные плоды, непрестанно будут возносить Тебе песнопения. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прп. Иоанн Лествичник ===== **Одеяшася овни овчии, и удолия умножат пшеницу: воззовут, ибо воспоют** Возлюбленный! ведай, что **удолия умножат пшеницу** и духовный плод на почве своей. **Долиною** названа смиренная душа, чуждая возношения, пребывающая постоянно и непоколебимо, как бы среди гор, среди подвигов и добродетелей. Не постился я, — говорит святой Давид, — не бдел, не лежал на голой земле; но //смирихся// и Господь //спасе мя// вскоре [[old:ps:114:05|(Пс. 114, 5)]]. //**Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Одеяшася овни овчии, и удолия умножат пшеницу: воззовут, ибо воспоют** **Одеяшася овни овчии** Овнами овчиими и Пророк Иезекииль именует сильных. Но Пророк обвиняет их, что паслись они на благой пажити, а останок ногами попирали, пили чистую воду, а останок ногами возмущали [[old:iez:34:18|(Иез.34:18)]]; но здесь и им предрекается доброе. Ибо Давид говорит, что одеялись и облеклись они: качество одежды сей показывает божественный Павел. Ибо говорит //«елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся»// [[new:gal:03:27|(Гал.3:27)]]. Поелику Владыка Христос первоначально избрал рыбарей, живущих трудами рук и в бедности; то благодать Духа предвещает также спасение богатых и властелинов. Посему говорит: //«одеяшася овни овчии».// Ибо, не другия только овцы, но и самые овцы приступают к спасительному крещению. **И удолия умножат пшеницу** И получившие в удел бедность, избрав жизнь благочестивую, принесут Богу плод свой, кто – тридцать, кто – шестдесят, кто – сто. **Воззовут, ибо воспоют** Все же поименованные выше со всем усердием воспоют Бога, даровавшаго роду человеческому такое пременение. Знаем, что иные писатели, поверхностно выразумев сказанное в псалме, утверждали, будто бы все сказанное в нем совершилось по возвращении из плена, и сверх свободы дарованы были иудеям плодородие и обильные дожди, так что наводнился Иордан, который, по словам их, и назван рекою Божиею. Но дознав из истории, что ничего подобнаго не было, что иудеи долгое время жили в великой бедности, как показал это Эздра; а притом нашедши в псалме ясное предречение о спасении язычников (в нем сказано: //«к Тебе всяка плоть приидет»//, и: //«услыши ны Боже Спасителю наш, упование всех концей земли, и сущих в мори далече»//), – сообразным с сими изречениями признал я данный мною псалму сему смысл. А любители басен, мечтая о построении Иерусалима и разсказывая свои подобные сновидениям вымыслы, говорили, что сего еще не было, но будет по призвании иудеев: так к искажению иных догматов приложили они и эту баснь. Но мы, предоставляя им суесловить, будем держаться Божественных словес, взывая с Давидом: //«светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим»// [[old:ps:118:105|(Пс.118:105)]]. ===== Евфимий Зигабен ===== **Одеяшася овни овчии, и удолия умножат пшеницу: воззовут, ибо воспоют** **Одеяшася овни овчии** Бараны, говорит, и овцы оделись множеством шерсти; а они одеваются тогда, когда трава, или пажить, где пасутся, бывает самая тучная. А чрез овнов указывает и на все стада, не только овец, но и коз и коров. //Афанасий// полями называет души уверовавших во Христа; холмами – председателей церкви, а овечьими овнами называет народных начальников. **И удолия** (долины) **умножат пшеницу** Давид исчислил почти все окрестности Иерусалима – и поля, и красивые места, и холмы и долины; и последние, говорит, наполнятся пшеницею. //Григорий Богослов// с //Афанасием// говорят: Долины земли наполнятся пшеницею чувственною и нужною на время, а глубины душ хорошо возделываемых словом, духовною и вечною пшеницею. Ибо души, говорит, язычников, не имевшие никогда никакой производительности и не рождавшие (плодов), будут полны духовных плодов. **Воззовут ибо** (и) **воспоют** Итак, все, говорит, жители Иерyсалима от радости будут восклицать с сердечною благодарностью, за то, что кроме полученной ими свободы, они удостоились еще толикого изобилия и прекрасных времен, почему и будут петь Тебе Освободителю и щедродаровитому Благодетелю своему. Союз: ибо, здесь излишен; должно быть: воззовут и воспоют. Так псалом сей изъясняется исторически; а при возведений взора и при высшем созерцании этот псалом содержит пророчество о евангельской проповеди. Он может быть относим и к Единородному Сыну. Ты, говорит, Господи, посетил землю, то есть всю вселенную, Своим пришествием, где под именем земли разумеются народы, живущие на земле. Ибо посетить нас, как говорит Захария, восток с высоты [[new:lk:01:78|(Лук. 1,78)]]. И Ты упоил ее вином умиления, как мы сказали в стихе [[old:ps:059:05|5-м 59го псалма]]; Ты умножил евангельское питие и одождение для обогащения упомянутой земли – людей – добродетелями. Река Божия есть сам Спаситель наш, а воды – поучения Его: ибо речные, говорит, стремления веселят град Божий [[old:ps:045:05|(Пс. 45,5)]]; из сей-то реки, как потока, потекли божественные Апостолы и напоили всю вселенную. Ты приготовил словесную сию пищу для народов; Ты, говорит, Господи, приготовил ее чрез богоприличные поучения, поучения предал Апостолам своим и заповедал им, питать ею алчущие души; ибо так делается приготовление истинной пищи, как Ты приготовил ее, а не иначе. Борозды мысленной сей земли суть глубины человеческих сердец, напоение которых в такой мере, чтоб они произвели свет Божественной любви, и, оставя всякую жестокость, умягчились и сделались кроткими, – составляет предмет многих молитв Давида. Произрастения сей земли суть добродетели, а плод оных – вера. Капли ее суть поучения, из которых каплют божественные слова; или – мысли текущие из божественного писания, которые, как роса, утучняют души и которыми душа увеселяется, цветет и растет. Лето, или время благости есть прекрасное время проповеди, которого венец, есть Христос, потому что Христос облек и украсил его своими делами и словами. Выражение: благословишь, то есть, похвалишь и прославишь – можешь, читатель, относить к Отцу; ибо так Отец прославил Сына, сказав: Сей есть Сын Мой возлюбленный [[new:mf:03:17|(Матф. 3,17)]]. О полях и холмах и лощинах скажем просто, что Дух Святый выражает ими население каждого места христианами, а именно: поля будут населены священно и церковнослужителями; холмы будут обитаемы пустынниками и подвижниками, а лощины примут обитающих в пещерах и подземельях. Все они будут тук и радость для населяемых ими мест. Можно понимать и иначе. Низменные места суть смиренные души тех, которые не мыслят ни о чем гордо и высоко; горы суть души, которые превозносились суетною мудростью, но после смирились, приняв божественную мудрость; а лощины суть те души, которые пали в глубину грехов. Красивые пустынные места суть таковы по добродетелям, то есть, души язычников, способные к плодоношению. Овни овечии суть Апостолы, как водители и властители словесных Христовых стад; они то облеклись благодатью Св. Духа во время пятидесятницы, как сказано выше: оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше [[new:mf:24:49|(Лук. 24,49)]]. Или овечьи овны суть поместные епископы, apxиереи и священники, которые святым крещением и благодатью священства оделись во Христа: ибо все вы, говорит, во Христа облеклись[[new:gal:03:27| (Гал. 3,27)]]. К сему присовокупим и то, что мы не находим, чтобы освободившиеся из Вавилона иудеи, получили, как упоминает сей псалом, в историческом смысла столь великую благовременность и изобилие. Посему наилучше идет к этому псалму изъяснение, имеющее высшее значение. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Одеяшася овни овчии, и удолия умножат пшеницу: воззовут, ибо воспоют** См. Толкование на [[old:ps:064:12#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 64:12]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Одеяшася овни овчии, и удолия умножат пшеницу: воззовут, ибо воспоют** **Одеяшася овни овчии**; когда бывают хорошие и обильные пастбища, тогда овны овечьи, т.е. стада бывают хорошие и обильные, необычайно жирны, так сказать, одеваются в жир; можно также разуметь и волну. **Воззовут**, т.е. долины, собственно, люди, населяющие долины. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Одеяшася овчи овчии, и удолия умножат пшеницу: воззовут, ибо воспоют** Слово **одеяшася** поставлено в прошедшем времени вместо будущего, и этим словом выражается благожелание, соответствующее таковым же в предыдущих стихах. Именно, вследствие того благословения, которое сойдет от Господа Бога на землю, пасущиеся на ней овны, говорит псалмопевец, и все стада овец и других домашних животных (нужно подразумевать) оденутся множеством шерсти, а долины (**удолия**) будут изобиловать множеством пшеницы. Таким образом, возвращающиеся из плена вавилонского жители Иерусалима и его окрестностей в радостных чувствах и в благодарности за то, что кроме полученной свободы они сподобились еще такого изобилия плодов земных и такого благословения от Господа, воззовут к Тебе, Благодетелю своему, и воспоют хвалебные и благодарственные песни. По изъяснению св. отцов (Афанасия Великого, Феодорита и др.), под **овнами овчими**, в таинственном смысле, нужно разуметь народных правителей, архиереев и священников, которые святым крещением и благодатию священства оделись во Христа, а под удолиями – бесплодные прежде души язычников и впоследствии с верою во Христа исполнившиеся плодов духовных [[new:gal:05:22|(Гал. 5:22–23)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]