[<10>] ====== Толкования на Пс. 65:7 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **владычествующем силою своею веком: очи его на языки призираете: преогорчевающии да не возносятся в себе** **Очи Его на языки призирают.** На все обращает внимание, испытывает все, что ни делается. **Преогорчевающии да не возносятся в себе.** Кто же //преогорчевающии//? Не те ли, о которых сказано://сыне человечь,// иди к дому преогорчевающему Меня ([[old:iez:02:03|Иезек. 2,3]]), и: //коль краты преогорчиша Его в пустыни// ([[old:ps:077:40|Пс. 77,40]]), и еще: //не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании// ([[old:ps:094:08|Пс. 94,8]])? **//Толкование на псалмы.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **владычествующем силою своею веком: очи его на языки призираете: преогорчевающии да не возносятся в себе** Все народы пред очами Господа как муравьи на муравейнике: Он видит все их дела, все их мысли и желания. Какое побуждение для человека-грешника не возноситься собою! Всесильный и праведный Творец в одно мгновение может сопхнуть его с земли и истребить, так что и имя его не помянется ктому. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **владычествующем силою своею веком: очи его на языки призираете: преогорчевающии да не возносятся в себе** **«Владычествующем силою Своею веком».** Он имеет, говорит Пророк, негибнующую державу и безпредельное царство. **«Очи Его на языки призираете».** Не о нас только печется, но промышляет и о целой вселенной, и в скором времени всем сообщит познание о Себе. Так, ясно предвозвестив о сем, а потому духовными очами провидя противящихся проповеди, со всею ясностию предрекает их и неверие и высокомерие. **«Преогорчевающии да не возносятся в себе».** //Феодотион// назвал их уклоняющимися; //Акила// – отпадаюшими, но яснее выразился //Симмах//: непокоряющиеся да не возносятся в себе. Видим же и сего пророчества исполнение. Какие либо три или четыре эллина, оставшиеся в нечестии, высоко о себе думают, потому что не увлечены вместе с народом. Им-то внушает пророческое слово: «преогорчевающии да не возносятся в себе»; потому что раздражают они против себя правдиваго Судию и навлекают на себя справедливое наказание. ===== Евфимий Зигабен ===== **владычествующем силою своею веком: очи его на языки призираете: преогорчевающии да не возносятся в себе** **Владычествующем силою своею **(над)** веком** Там, говорит, то есть, в городе Иерycaлиме, в который идем, будем духовно радоваться о Боге. Под силою Божиею мы разумеем беспредельное и непобедимое могущество Его; а владычествует Бог и над настоящим и над будущим веком, как имеющим бесконечное и далее всех веков простирающееся царство. //Афанасий// согласно с //Кириллом// говорит: Там воцаримся со Христом, когда Он будет царствовать над новым веком, И там возвеселимся о Нем, ибо там Он отрет слезу нашу, там освободит от всякой печали. Слова //Феодорита//: Там возвеселимся, т. е. при Иордане, как язычники при Божественной купели; ибо и тогда разделился Иордан для народа, и теперь тот же Иордан, приняв Творца и Зиждителя всех, одевает людей спасением. **Очи Его на языки призирает** Очи, говорит, Божие призирают на народы, потому что Он имеет принять их в наследство и усвоить Себе чрез веру. Итак, знай, иудей, что Бог отнял от тебя посещение свое и обратил оное на народы. Слова великого //Афанасия//: Под очами Божиими должно разуметь Апостолов, а под огорчающими иудеев. **Преогорчевающии да не возносятся в себе** Преогорчевающими здесь называет иудеев, как постоянно роптавших и противоречивших Богу. Пусть иудеи, говорит, не возносятся в самих себе, и не говорят, что, будто, их одних знает и любит Бог, потому что они огорчили Бога. И пророк Иезекииль называет евреев домом огорчающим: не убойся, говорит, лица их, ибо дом огорчающий они [[old:iez:03:09|(Иез. 3,9)]]. Те же евреи называются огорчающими и в другом отношении, как давшие в пищу Владыки Христу горькую желчь, и во время жажды Его напоившие Его уксусом, смешанным с горькою смирною. Слова пророков загадочны и темны по тем причинам, о которых мы сказали в главе 12-й предисловия сей книги. Читатель, можешь называть еще огорчающими и неприятельские народы и демонов, имея посетителем и промыслителем своим Бога. Слова //Феодорита//: Оставшиеся в нечестии еллины много о себе думают, что они не увлеклись множеством. Им то пророческое слово утверждает повеление: Огорчающие пусть не возносятся в себе, ибо они огорчают против себя праведного Судью и привлекают на себя праведное наказание. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **владычествующем силою своею веком: очи его на языки призираете: преогорчевающии да не возносятся в себе** Слово **век** у Евреев берется иногда за вечность, а иногда за строение мира, сущаго в **веке** сем: в каком разуме положено и здесь, для означения, что Бог **силою Своею** не токмо создал мир, но и содержит его во власти **Своей**, и вся сущая в нем. Куда относится и следующий за сим член: **очи Его на языки призираете**. Ибо хотя во время людей, живших под законом, престол Свой поставил в одной токмо Иудее, но промыслом Своим всегда всем миром управлял. Особенное преимущество, которым удостоил Он сынов Авраамлих по **силе** Своего завета, не воспрепятствовало, чтоб не простерл Он взора Своего и на прочих народов, дабы хранить и питать их. А что Бог печется и о **языках**, сие доказывает тем, что и там не избегают казней люди беззаконные и **преогорчевающие** Бога. Ибо хотя и многое является смешение в мире, однако Бог никогда не терпит, чтобы судьбы **Его** совершенно сокрыты были от очей людей: Он проявляет некоторые знаки их, и притом весьма ясные, да **преогорчевающии не превозносятся в себе**. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **владычествующем силою своею веком: очи его на языки призираете: преогорчевающии да не возносятся в себе** **Преогорчевающии** – язычники, не признавшие Его Богом и Царем и тем огорчевавшие; в себе, в душе своей; с евр. «против себя», во вред себе. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **владычествующем силою своею веком: очи его на языки призираете: преогорчевающии да не возносятся в себе** //Он чудесно помогал евреям в их прошлой истории// Господь вечен, вечна и несокрушима сила Его господства над всеми народами. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Владычествующем силою Своею веком: очи его на языки призираете: преогорчевающии да не возносятся в себе** Слово **владычествующем** относится к предыдущим словам: возвеселимся о Нем, т.е. о Боге, Который владычествует, или, что то же, всемогущею силою Своею властвует, как Домовладыка Промыслом Своим управляет всем миром и во все века (**веком**). **Очи Его на языки призираете**, т.е. очи Господни обращены на весь мир, зрят на все народы земные. «Не о нас только (иудеях), – говорит блж. Феодорит, – печется, но и о целой вселенной, и в скором времени всем сообщит познание о Себе» [6, с. 299]. И далее, провидя духовными очами языческих царей и правителей, упорно не признававших Его Богом и Царем вселенной и противившихся евангельской проповеди, со всею ясностью предрекает их неверие и высокомерие, сказав: **преогорчевающии да не возносятся в себе**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]