[<10>] ====== Толкования на Пс. 66:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Да исповедятся тебе людие, Боже, да исповедятся тебе людие вси** **Да исповедятся Тебе, людие, Боже.** Пророчествует, что все народы исповедуют Христа. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Да исповедятся тебе людие, Боже, да исповедятся тебе людие вси** Да исповедают Тебя Богом все земнородные: пусть они все будут веселиться при мысли о Тебе, праведном Судии. Всякий получит по делам своим награду или наказание. Ты никого не изобидишь. Даже Сам Ты наставляешь людей, что им делать на земле. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 4-5 **Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Да возвеселятся, и да возрадуются языцы: яко судиши людем правотою, и языки на земли наставиши** Посему всем народам и языкам, живущим во вселенной, надлежит веселиться, ликовать и возвещать Твои благодеяния. Ибо узнали они, что ни одно существо не оставлено без попечения и промышления о нем, и что Ты – Судия всех, произносящий правдивыя определения, заблудших путеводствующий к истине, а не хотящих покориться наказующий. ===== Евфимий Зигабен ===== **Да исповедятся Тебе **(да славят Тебя)** людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вcи** Здесь людьми просто называются обрезанные Иудеи; а всеми людьми называются язычники, поскольку их больше иудеев, так как они составляются из многих родов. Говорит: да исповедаются, то есть, да благодарят Тебя, Господи, и иудеи и язычники, и да прославляют Тебя за то, что Ты сделался для спасения их человеком. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 4-6 **Да исповедятся тебе людие, Боже, да исповедятся тебе людие вси. Да возвеселятся и да возрадуются язы́цы: яко судиши людем правотою, и языки на земли наставиши. Да исповедятся тебе людие, Боже, да исповедятся тебе людие вси** Выше сказал, что все народы будут участниками спасительнаго Богопознания, а здесь глаголет, что будут и проповедниками толикия милости, к чему и увещавает их. Повторение одних и тех же слов яснее изображает, что речь идет о новом и необыкновенном деле. Ибо, во-первых, глаголет: **да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси**. Потом несколько ниже восклицание сие паки повторяет. Пророк не имел бы нужды в толь сильных выражениях и повторениях, ежели бы Бог явил к сынам Авраамовым обыкновенную токмо милость. Прилично и веселие с своею причиною в средине включается: ибо мы не можем прямо восхвалить Бога, ежели не будем иметь радостнаго, веселаго и спокойнаго духа. Сие бывает тогда, когда, примирившись с Богом, хвалимся известною спасения надеждою, и //когда мир, превосходяй всяк ум//, водворяется //в сердцах наших//[[new:fil:04:07| (Флп. 4:7)]]. Присовокупление причины ясно доказывает звание **языков**: ибо суд, о котором упоминается здесь, берется не за строгое правосудие, воздающее комуждо по делом его, но за духовную власть, каковую Бог над церковию Своею имеет, в каковом разуме и имя **правоты**, и глагол **наставиши** положены. Сему подобныя изречения читаем у [[old:is:11:04|Ис. 11:4]] и у [[old:mih:04:03|Мих. 4:3]]. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси** Затем он высказывает горячее желание, чтобы это время несомненно наступило уже, время, когда все народы, соединившись под праведным господством Мессии, будут прославлять Господа. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 4–5 **Да исповедятся тебе людие, Боже, да исповедятся тебе людие вси. Да возвеселятся и да возрадуются язы́цы: яко судиши людем правотою, и языки на земли наставиши** Здесь псалмопевец, во-первых, пророчествует о том, что все народы будут исповедовать Богом Христа, Сына Божия, и, во-вторых, говорит о праведном суде Божием, о Царстве правды и справедливости, которое, по всеобщему ожиданию, должно было настать во времена пришествия Мессии. Тогда-то, говорит, **возрадуются** народы, когда увидят праведный суд Твой, по которому иудеев, которые были некогда Твоими людьми, за то, что они не приняли Тебя, во плоти к ним пришедшего [[new:in:01:11|(Ин. 1:11)]], Ты осудишь, а народам, живущим по всей земле, укажешь путь к богопознанию, научишь истинной вере: **языки на земли наставиши**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]