[<10>] ====== Толкования на Пс. 67:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **В конец, псалом песни Давиду** //Содержание:// В этом псалме пророк изображает пришествие Господне, низложение мысленных врагов и окончание духовного плена; а также учит, что Господь есть изведший древле сынов израильских из Египта. Сверх сего приявшим проповедь обещает дарование Духа Святого, присовокупляет утешение и Апостолам обетованием избавления от всякой скорби, постигшей их за проповедь, и даже обещает, что обратятся многие из преогорчевающих и погрязших в море удовольствий. А тем не менее возвещает избрание Апостолов, также показывает, кто они, и откуда, благовествует веру в Господа всех язычников, при этом же ясно учит и о восшествии Господнем на небеса. Все это можно видеть, разбирая каждый стих один за другим. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **В конец, псалом песни Давиду** См. Толкование на [[old:ps:004:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 4:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **В конец, псалом песни Давиду** В надписании сем показывается: а) назначение, б) писатель, в) особенный род псалма. а) Еврейское слово מנצח (менацеах) происходит от נצח, что значит непрерывность, продолжение, напряжение. Почему 70 толковников не без причины למנצח ламнацеах преложили **в конец**, что должно значить: псалом, назначаемый для непременного сохранения и важного употребления на долгие времена. Впрочем, новейшие толкователи, утверждаясь на том же словопроизводстве מנצח, переводят к настоятелю, что будет значить: псалом, назначаемый к настоятелю, или начальнику певцов для хранения и употребления при богослужении. б) Псалом надписывается, по строгому преложению с Еврейского, **Давиду**. Некоторые дают сему выражению особливую знаменательность и полагают, что им означается не просто псалом, написанный Давидом, но **Псалом Давиду**, внушенный от Духа Святаго. в) **Псалом песни**, по изъяснению св. Златоуста, есть такой род псалма, в котором за песней, воспеваемою гласом и языком человеческим, следует псалом, совершаемый звуком орудий мусикийских. __Происхождение__ Происхождение сего псалма некоторые думали объяснить победой Езекии над Ассирянами. Но сие происшествие не заключает в себе достаточных оснований к тому, чтобы поставить Давида песнопевцем Езекии. Другие почитали сей псалом песнею победы над Филистимлянами (Clarius inter crit. Sacros). Но и сему мнению из всего псалма благоприятствует одно имя благовестниц [[old:ps:067:12|(Пс.67:12)]]. См.: [[old:1ts:18:06|1Цар.18:6,7]]. Мнение, что настоящий псалом относится к исшествию сынов Израилевых из Египта, лучше других соглашается с содержанием оного [[old:ps:067:08|(Пс.67:8,9)]]. (Grotius inter cr. Sacr.). Сие, однако, не препятствует искать особливого случая, которым дух Божественного песнопевца обращен был на сей предмет. Таковым случаем не без основания полагают перенесение кивота Господня в Иерусалим со псалмопением [[old:2ts:06:05|(2Цар.6:5,14)]]. (См. Толкование на Псалтирь.) Догадка сия утверждается на том, что настоящий псалом начинается тем восклицанием, которое употреблял Моисей при воздвижении кивота [[old:chis:10:34|(Чис.10:34)]]. __Содержание__ Общее содержание сего псалма есть прославление победоносного и спасительного Царства Божия, которое изображается в нем частью исторически, частью же пророчественно. В сем последнем отношении особенный предмет оного есть превознесение (Exaltatio) Иисуса Христа, как сие изъяснил Апостол Павел [[new:ef:04:07|(Еф.4:7-10)]]. __Расположение__ Для удобнейшего рассматривания состав псалма разложен быть может на четыре главные части. I) Вступление, в котором открывается случай и начало настоящего пророческого восхищения - ощущение присутствия Божия с его действиями [[old:ps:067:02|(2-4)]]. II) Предложение. Оно есть воззвание к пению и радованию пред Богом [[old:ps:067:05|(5)]]. III) Изложение. Здесь пророк представляет образец той песни, к пению которой призывал. Он воспевает прошедшие и будущие чудодействия Царства Христа, молит его противу врагов и торжествует их низложение [[old:ps:067:06|(6-32)]]. IV) Заключение, в котором он снова и притом целые царства призывает к пению и прославлению Бога [[old:ps:067:33|(33-36)]]. **//Объяснение псалма LXVII.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **В конец, псалом Давиду** Божественный Давид, видя водворяющееся у людей нечестие и преобладание диавола, и наученный Всесвятым Духом о пришествии Бога и Спасителя нашего, приносит молитву, прося, чтобы настало оное, как можно скорее; и немедленно приемлет откровение будущаго; вместе и поучается, и предлагает учение о спасении человеческаго рода, о погибели врагов, кратко сказать, о необычайном изменении дел. ===== Евфимий Зигабен ===== **В конец, Давиду. Псалом песни** Этот псалом надписывается: «в конец» потому что и он, по словам //Феодорита// и //Афанасия//, весьма ясно провозвещает о явлении Спасителя и упразднении демонов. О значении же: «псалма песни», мы сказали в 9 главе предуведомления. //Феодорит// полагает, что сей псалом сказывается от лица Давида, когда он, учредив славный праздник, при возвращения кивота, принес многие жертвы, и сам от удовольствия скакал и играл; почему и начало псалму сему дает такое, какое изрек Моисей при поднятии кивота, как написано: Итак, когда поднимали кивот, говорил Моисей: встань, Господи, и да рассыплются враги Твои, и да бежать все ненавидящие Тебя! [[old:chis:10:34|(Числ. 10,34)]]. И //Иоанн Литин// говорит в новонапечатанной своей псалтири, что сам Ездра уверяет об особенной высоте предмета сего псалма. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **В конец, псалом песни Давиду** Надписание в Еврейском тексте: Начaльнику певцу псалом песни Давидовой. Содержание: Давид в сем псалме торжественно описывает свои победы, одержанныя при помощи Божией над врагами; и потому в начале прославляет Божие всемогущество и благость, но причину прославления предлагает общую, взяв оную от управления всего мира. Потом приступает к описанию изведения избраннаго народа из Египта, к чему присовокупляет безпрерывное продолжение Божиих благодеяний, оказанных к роду Авраама; далее, продолжая ту же материю, доходит до своих побед и величественными словами проповедует чудную Божию силу, открывшуюся на нем пред очами всего Израильскаго народа. Отсюду заключает, что, по восшествии его на престол, церковь Иудейская пришла в лучшее состояние, нежели в каком была она при Сауле. Впрочем, нет сомнения, что под сими чертами изображает величественную Божию славу, открывшуюся наконец во Христе. Сей псалом исполнен высоких выражений, преносных слов и стихотворческих описаний, и потому сколько красив, столько и труден. Таинственное онаго толкование зри в первом издании. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **В конец, псалом песни Давиду** Признавая подлинность надписания псалма, по которому он написан Давидом, остается только определить, к какому перенесению ковчега относится этот псалом, самый трудный между псалмами, к перенесению ли Давидом ковчега завета из дома Аведдара на Сион [[old:2ts:06:05|(2 Цар. 6:5)]], или же к возвращению ковчега на гору Сион после какой-либо одержанной Давидом победы (ср. [[old:2ts:11:11|2 Цар. 11:11)]]. Есть внутренние основания для того и другого мнения, но для последнего их больше (характер победной песни). Во всяком случае, псалом относится к процессии [[old:ps:067:25|(ст. 25–27)]] с ковчегом завета [[old:ps:067:02|(ст. 2)]], подвигавшейся к месту, назначенному для богослужения. Из [[new:ef:04:start|Ефес. 4]] открывается, что этот псалом – мессианский; большая часть св. Отцов и древних толковников считают его исключительно мессианским. Согласно с некоторыми древними и большинством новых мы признаем, что он только по своему высшему или таинственному смыслу – мессианский. Что было прообразуемо ковчегом с шехиною, то исполнилось на Богочеловеке. Восшествие кивота завета с светлым облаком на Сион было прообразом вознесения Богочеловека на небо, в небесный Сион. Когда Господь вознесся на небо, окончилась война победою над адскими силами, и с надеждою взирающее на него человечество могло молиться к Нему, чтобы Он снова встал с неба против усиливающихся врагов [[old:ps:067:02|(2]][[old:ps:067:03|–3)]], для победы над ними [[old:ps:067:04|(4)]]. Прославление принадлежит возвращающемуся к Отцу Победителю [[old:ps:067:05|(5]][[old:ps:067:06|–6)]], Который искупил человечество [[old:ps:067:07|(ст. 7)]] в течение своего 33-летнего странствования в пустыне земной жизни [[old:ps:067:08|(ст. 8)]], совершал великие чудеса, давал пищу ослабевшему человечеству, даровал ему победу над диаволом и приготовил отраднейший жребий [[old:ps:067:09|(9]][[old:ps:067:15|–15)]]. Он основал Церковь (тучная гора) [[old:ps:067:16|(ст. 16]][[old:ps:067:17|–17)]], в которой Он живет с великою властию [[old:ps:067:18|(18)]], хотя и вознесся на небо, куда взял и богатую добычу – всех ветхозаветных праведников [[old:ps:067:19|(ст. 19)]]. Пусть же вознесшийся одесную Отца Победитель и впредь помогает против врагов наших [[old:ps:067:20|(ст. 20–24)]]! Пусть Он, славное восшествие Коего к Отцу мы прославляем [[old:ps:067:25|(25–28)]], чрез Св. Духа утвердит и окончит с небесного Иерусалима начатое на земле дело [[old:ps:067:29|(29]][[old:ps:067:30|–30)]]. Наконец, да содействует прославленный Богочеловек и тому, чтобы весь мир обратился к Нему и поклонялся Ему [[old:ps:067:31|(ст. 31]][[old:ps:067:32|–32)]]. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **В конец, псалом песни Давиду** Надписание псалма указывает как на писателя - Давида, так и на способ исполнения, на вокально-музыкальное исполнение, причем музыка здесь занимает главное место ("Псалом. Песнь"). Время и повод написания можно определить по содержанию псалма. В псалме описывается торжественное шествие ([[old:ps:067:25|25-27]] ст.) пред Кивотом Завета ([[old:ps:067:27|27]] и [[old:ps:067:02|2]] ст.), в котором принимал участие весь еврейский народ ([[old:ps:067:27|ст. 27-29]]). При этом несении Ковчега в Иерусалим ([[old:ps:067:19|19]] ст.) с востока ([[old:ps:067:05|5]] ст.), Господь восхваляется за все свои многочисленные блага, дарованные еврейскому народу: назначение ему Палестины для обитания, дарование закона Моисеева и, особенно, победы над врагами. Воспевание Бога, как Всемогущего, существа грозного и непобедимого для врагов и изображение ликования евреев по поводу какой-то победы, сопровождавшейся богатой добычей ([[old:ps:067:12|12-15]] ст.), составляют главное содержание псалма и основной его тон. Эта особенность свидетельствует, что псалом написан после какого-либо поражения сильных врагов, почему нельзя здесь видеть изображение мирного торжества, напр., вроде перенесения Кивота из Кариаф-Иарима. Такой победой могла быть одержанная Давидом над сиро-аммонитянами, самыми сильными его врагами. Этот псалом, за необыкновенную сжатость выражения мыслей, недостаточную ясность текста, обилие образов, считался самым трудным для объяснения, и даже непреодолимым, почему называли его "крестом для умов и укором для толковников". ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **В конец, псалом песни Давиду** Оно имеет то же значение, как и в предыдущем [[old:ps:067:start|Пс. 66]], т.е. значит такую песнь, составленную Давидом, при исполнении которой соединяются музыка и пение, и притом так, что каждая строфа песни, начинаясь исполнением на музыкальных инструментах, сопровождается потом хоровым пением. Такому соединению соответствует так называемая в музыке мелодия (соединение греч. слов – «музыка» и – «пение»). И самым содержанием этого псалма подтверждается то указание в надписании его, что псалом этот составлен Давидом. Псалмопевец, под видом торжественного перенесения ковчега Завета в Иерусалим, изображает в этом псалме прославление победоносного и спасительного Царства Божия, частию исторически, частию пророчественно о лице Иисуса Христа, Царя неба и земли. К какому же именно перенесению ковчега Завета относится этот псалом, – нужно заметить, самый трудный для объяснения между другими псалмами, – к перенесению ли его Давидом из дома Аведдара на Сион, в новоустроенную скинию [[old:2ts:06:12|(2 Цар.6:12]], [[old:2ts:06:17|17)]], или же – к возвращению ковчега на сию гору после какой-либо одержанной Давидом победы (ср. [[old:2ts:011:11|2 Цар. 11:11]])? Есть основания для того и другого мнения, но для последнего (характерные выражения победной песни) их больше. Во всяком случае, псалом относится к процессии [[old:ps:067:25|(ст. 25–27)]] с ковчегом Завета [[old:ps:067:02|(ст. 2)]], подвигавшейся к месту, назначенному для богослужения. О содержании этого псалма блж. Феодорит говорит следующее: «Божественный Давид, видя водворяющееся у людей нечестие и преобладание диавола, и наученный Всесвятым Духом о пришествии Бога и Спасителя нашего, приносит молитву, прося, чтобы настало оное как можно скорее; и немедленно приемлет откровение будущего; вместе и поучается, и предлагает учение о спасении человеческого рода, о погибели врагов, кратко сказать – о необычайном изменении дел» [6, с.303]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]