[<10>] ====== Толкования на Пс. 67:3 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Яко изчезает дым, да изчезнут: яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия** Здесь Давид уже сам продолжает Моисеево изображение победоносного присутствия Божия. К врагам ненавидящим Бога он присовокупляет третий род людей, низлагаемых Его присутствием, - грешников, которые хотя и не восстают на Царство Иисуса Христа силою и не отмещут мыслию Его учения, но не последуют Ему своею деятельностию, надмеваются гордостию житейскою и сердцем прилепляются к миру. Подобием дыма и воска пророк изображает и свойство, и участь их. Как дым, их гордость омрачает их, как воск, их пристрастия объемлют тленное. Как дым, их гордость чем более возносится, тем становится ничтожнее, как воск, их пристрастия питают огнь гнева Божия на потребление их. **//Объяснение псалма LXVII.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко изчезает дым, да изчезнут: яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия** Как дым разсевается приражением ветров, и воск тает, приближаясь к огню; так Твоим пришествием, Владыка, совершенно будут приведены в бездействие неприязненные человеку. Названных у седмидесяти грешниками все прочие переводчики наименовали нечестивыми. Так называет их и еврейский текст и сирский переводчик. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко изчезает дым, да изчезнут: яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия** **Яко исчезает дым, да исчезнут** Как, говорит, исчезает, или рассеивается от духа, или ветра дым, так и враги Божии— демоны прогоняются и рассыпаются от Духа Святаго. **Яко тает воск от лица огня; тако да погибнут грешницы от лица Божия** Как, говорит, воск растаивает от приближения к нему огня, так и грешники, по словам //Афанасия//—демоны, редеют от присутствия Христа, который есть огонь, потребляющий грех; где слово: погибнут, не означает разрешения их и истребления, но—то, что они не обретутся уже на тех местах, которые осеняет присутствие Христово. Злые духи называются грешниками потому, что они первые породили грех и сделались наставниками в оном и для людей. Слова //Григория Нисского//: Как дым, разорявшись по воздуху, не оставляет и признака своего бытия и воск, быв брошен в огонь, не находится более: так если на кого либо снидет Божественная благодать и помощь, господствовавшая в нем, страсти тотчас обращаются в ничто. Не терпит тьма присутствия света, и болезнь не совместна с полным здоровьем и страсти не действуют при бесстрастии. И сие то значит: погибнут грешники от лица Божия. //Исихия//: Удобно падение грешников, хотя, по-видимому, и сильно они надеются на себя. Ибо что слабее и способнее к рассеянию дыма, а равно и воска, когда согревается сильным огнем? А с ними сравнил пророк грешников. Ибо когда воспламенится на них огонь геенский; то вся внешняя пышность их вдруг исчезнет. //Евсевия//: Прежде злые духи принимали на себя вид ангела света, по словам Апостола, возвещая пророчества и врачевания, чтоб обманувшись сим люди приносили им в жертву все дражайшее; а теперь все это ничтожество и поистине дым. Огонь их погас, когда гнев Божий возгорелся на них, по сказанному: взошел дым во гневе Его; и дым сей, не имея где бы остановиться, исчез. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Яко изчезает дым, да изчезнут: яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия** См. Толкование на [[old:ps:067:02#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 61:2]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-4 **Яко изчезает дым, да изчезнут: яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия: а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии** Так как Бог, покровительствующий евреям, существо всемогущее, то пред Ним не устоят никакие враги: они разбегутся, исчезнут, как дым в воздухе, потеряют свою силу и крепость, как воск меняет свой вид, теряет форму от огня. Так будет "с нечестивыми", язычниками, врагами истинного Бога, как не почитающими Его. "Праведники" же, т. е. евреи, за гибелью врагов будут радоваться и ликовать. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 3–4 **Яко исчезает дым, да исчезнут: яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия: а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии** Продолжая Моисеево изображение победоносного присутствия Божия при Святыне кивота Божия, Давид новыми выражениями к врагам и ненавидящим Бога присовокупляет третий род людей, низлагаемых Его присутствием: грешников, которые, хотя и не восстают на Царство Иисуса Христа силою и не отметают мыслью Его учения, но и не последуют Ему своею деятельностью, надмеваются гордостью житейскою и всеми мыслями, всем сердцем последуют «//преходящему образу мира сего//» [[new:1kor:07:31|(1 Кор. 7:31)]]. Подобием дыма и воска пророк изображает и свойства и участь их. Дым чем выше возносится, тем быстрее рассеивается, исчезает. Так враги и ненавистники Царства Христова – Церкви Его, и все нечестивые последователи грехолюбивого и суетного мира исчезнут и рассеются как дым. Воск от приближения к огню растаивает и уничтожается: так все грешники и нечестивые не могут приблизиться к Святейшему святых Богу и, навлекая на себя праведный гнев Божий, погибают от присутствия лица Его. Далее участи врагов Божиих и грешников псалмопевец противопоставляет участь праведников, которые по вере в Бога имеют в сердце «//мир Божий, превосходящий всяк ум//» [[new:fil:04:07|(Флп. 4:7)]], и в надежде на милость Божию и «//уготованное Им Царствие Божие//» [[new:mf:25:34|(Мф. 25:34)]] возрадуются пред Богом и насладятся в веселии. Изречения [[old:ps:067:02|2-4]] стихов этого псалма пророчески указывают на славное воскресение Иисуса Христа, поразившее и рассеявшее врагов и ненавидящих Христа, а праведным душам доставившее неизреченную радость и веселие. Потому-то в пасхальные дни в церковном христианском богослужении так часто поются слова этих стихов: //Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его// и проч. Так объясняет эти стихи и блж. Феодорит: «Восстанием, – говорит он, – называет (здесь Давид) не только прекращение долготерпения, но и воскресение Спасителя мира чрез три дня после принятия за нас добровольной смерти» [6, с. 303–304]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]