[<10>] ====== Толкования на Пс. 69:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **В конец, псалом Давиду в воспоминание, во еже спасти мя Господу** //Содержание:// Пророк воспевает этот псалом от лица человечества, которое умоляет Бога — восстать на помощь ему. Ибо этим посрамлены будут сопротивные ему враждебные демоны и возвеселены радующиеся о спасении его. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **В конец Давиду, в воспоминание, во еже спасти мя Господу** См. Толкование на [[old:ps:004:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 4:1]] См. также Толкование на [[old:ps:037:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 37:1]] //**О надписании псалмов.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **В конец Давиду, в воспоминание, во еже спасти мя Господу** Сего не нашел я в некоторых списках, даже ни в еврейском, ни у других переводчиков. Впрочем согласно сие с мыслию, содержащеюся в псалме; потому что Пророк просит в нем спасения и избавления от враждующих. Изрек же псалом сей блаженный Давид, будучи преследуем Авессаломом. И справедливо к надписанию прилагается: //«в воспоминание»//, потому что памятование греха уязвляет его сильнее врагов. Почему и взывает: ===== Евфимий Зигабен ===== **В конец, псалом Давиду в воспоминание, во еже спасти мя Господу** **В конец. Давиду. В воспоминание** Этот псалом имеет надпись: //в воспоминание,// потому что Давид извлек и составил его из слов [[old:ps:039:start|39]]-го псалма, для того, чтоб иметь его всегда под рукою в готовности, и при воспоминании сделанного им греха любодейства с Вирсавиею и убиения Урии пел его, по словам //Евсевия//, как некую заклинательную песнь и противоядие от демонов, которые вринули Его в сии грехи, и просил Бога, чтобы они не возобладали над ним другой раз. Другие, напротив того, говорят, что Давид пел этот псалом при воспоминании тех зол, которые претерпел от врагов своих, и пел, чтоб не забывать благодатной помощи, полученной им тогда от Бога. Имеет также надпись: в конец, потому что содержащаяся в нем молитва приближалась к концу и исполнению. //Феодорит// и другие говорят, что Давид сочинил этот псалом в качестве молитвы, когда терпел гонение от Авессалома. //Кирилл// согласно с //Афанасием// говорит, что этот псалом может быть сказываем и от лица Христа о всем человечестве, удостоившемся того, что Бог восстал на помощь оному. //Феодорит// прилагает к надписи сего псалма следующие слова: на спасение Меня; впрочем говорит, что он сих слов не нашел ни в еврейском писании, ни у других переводчиков, но они согласны с содержанием псалма; ибо в нем просит Пророк о спасении и освобождении от воюющих на Него. Прилично также положено в надписи: в воспоминание, ибо воспоминание греха сильнее врагов уязвляло его. Слова //Дидима//: Cпaceние для всякого кающегося есть воспоминание того, что забыто им. Ибо вспомнятся, говорит, и обратятся ко Господу все концы земли. Ибо добрый конец воспоминания есть обращение. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **В конец Давиду, в воспоминание, во еже спасти мя Господу** Надписание в еврейском тексте: Начaльному певцу, псалом **Давидов**, в воспоминaние. Понеже псалом сей состоит из пяти конечных стихов псалма [[old:ps:039:start|39]], и читается с малою переменою некоторых слов, сего ради полагается здесь без толкования. Слово **в воспоминание**, может быть, означает то, что **Давид** часто повторял сии стихи для памяти или Божиих благодеяний, или горестных своих обстоятельств, или с другим каким-нибудь особливым намерением. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **В конец Давиду, в воспоминание, во еже спасти мя Господу** Псалом этот составляет настоятельную молитву о помощи Божией в борьбе с опасными врагами; он почти буквально входит в псалом тридцать девятый. Псалом [[old:ps:039:start|39-й]], который написан также Давидом, состоит из благодарения [[old:ps:039:02|(ст. 2-12)]] и молитвы. Вторая часть [[old:ps:039:start|Пс. 39-го]] была отделена, как можно предполагать из надписания, самим Давидом и составлена таким образом особая песнь для тех из молящихся, которые находились в положении, побуждавшем исключительно к молитве. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **В конец Давиду, в воспоминание, во еже спасти мя Господу** Этот псалом представляет повторение содержания псалма [[old:ps:039:start|39]] с [[old:ps:039:14|14]] стиха, почти без всяких изменений. Содержание его - просительного характера, на что указывает и надписание. //"В воспоминание"//, т. е. в напоминание Господу о необходимости скорой помощи. Принадлежит он Давиду и написан, как и указанная часть псалма [[old:ps:039:start|39]]-го по поводу гонений от Авессалома. Содержание см. в [[old:ps:039:start|Пс 39-м]]. Псалом употребляется при богослужении в малом повечерии пред наступлением сна, когда человек бывает беспомощен и бессилен пред врагами, защитить от которых он и молит Бога в этом псалме. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **В конец, Давиду, в воспоминание, во еже спасти мя Господу** Псалом этот есть не что иное, как молитва о помощи Божией в борьбе с опасными врагами, а потому он и внесен святой Церковью в состав церковного богослужения: словами этого псалма на великом повечерии и на полунощнице субботней Церковь молит Бога о даровании христианам помощи против видимых и невидимых врагов, воюющих на них во дни и в нощи. Псалом этот написан Давидом и почти буквально входит в состав [[old:ps:039:14|Пс. 39 (ст. 14–18)]], который написан также Давидом и состоит из благодарения [[old:ps:039:02|(ст. 2–12)]] и молитвы. **В конец, Давиду, в воспоминание, во еже спасти мя Господу** Стих 1-ый, составляющий надписание этого псалма, читается так: **В конец, Давиду, в воспоминание, во еже спасти мя Господу**. Последних слов: **во еже спасти мя Господу** – нет ни в еврейской, ни в греческой Библии, и потому блж. Феодорит о сих словах делает такое замечание: «Сего не нашел я в некоторых списках, даже ни в еврейском, ни у других переводчиков. Впрочем, согласно сие с мыслию, содержащеюся в псалме, потому что пророк просит в нем спасения и избавления от враждующих» [6, с. 326–327]. Слова **в воспоминание** дают мысль о том, что св. Давид выделил из [[old:ps:039:start|39-го псалма]] его молитвенную часть [[old:ps:039:14|(ст. 14–18)]] и составил из нее особую песнь, как для себя, чтобы чаще **воспоминать** ею о грехе своем и обращаться с молитвою к Богу о помощи, так и для других молящихся, которые находились в положении, побуждавшем исключительно к молитве о помощи. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]