[<10>] ====== Толкования на Пс. 70:15 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Уста моя возвестят правду твою, весь день спасение твое, яко не познах книжная** **Уста моя возвестят правду Твою.** Не престаю всегда носить во устах моих правду Твою, Владыко. Ибо правда Отца — Единородный Его. Он //бысть нам правда от Бога,// по слову священного Апостола ([[new:1kor:01:30|1 Кор. 1,30]]). Весь день спасение Твое. Всегда буду воспоминать домостроительство, которым даровал Ты нам спасение. **Яко не познах книжная.** Под словом //«книжная»// разумеет или суетные и многоухищренные житейские развлечения, или многообразные жертвы, какие повелено было приносить Законом. И говорит: поелику отверг я все сии жертвы, то войду в горние обители, если Господь подаст мне на это силы. Это подобно сказанному: //се мы оставихом вся и в след Тебе идохом: что убо будет нам// ([[new:mf:19:27|Мф. 19,27]])? За это и прияли они обетование небесного царствия. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 15-18 **Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое, яко не познах книжная. Вниду в силе Господни: Господи, помяну правду Тебе Единаго. Боже мой, имже научил мя еси от юности моея, и доныне возвещу чудеса Твоя. И даже до старости и престарения, Боже мой, не остави мене, дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему** **«Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое».** Не престану возвещать о сем правдивом Твоем определении, и всякому делать известным, как, совершив суд надо мною и врагами, освободил Ты меня от рабства им. **«Яко не познах книжная». «Вниду в силе Господни».** //Симмах// перевел так: не умею изчислить. **«Вниду в силе Господни».** Поелику обещал возвещать о Божием правосудии и о дарованном ему спасении, обещание же сие выше человеческих сил; то справедливо присовокупил: не умею изчислить. Тоже изрек блаженный Давид в тридцать девятом псалме; ибо, сказав: //«многа сотворил еси Ты Господи Боже мой, чудеса Твоя, и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе»//, присовокупил: //«возвестих и глаголах, умножишася паче числа»// ([[old:ps:039:06|Пс.39:6]]). Так говорит и здесь: не умею изчислить; потому что таковых писаний и наук не вместило естество мое; но впрочем //«вниду в силе Господни»//, и сколько возможно естеству человеческому, буду песнословить Тебя. **«Господи помяну правду Тебе единаго». «Боже мой научил мя еси от юности моея».** Песнословлю Тебя, Владыка, видя оказанную мне правду, и памятуя заповеди Твои; потому что с детства научил Ты меня этому. И из сего видно, что юностию называет Пророк времена великаго Моисея, ибо чрез него дан был закон. **«И до ныне возвещу чудеса Твоя». «И даже до старости и престарения Боже мой не остави мене».** Буду возвещать чудеса Твои неведущим; а Ты, как издревле именовавшийся Богом моим, всегда удостоивай меня попечения Твоего. **«Дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему».** Давид пророчески предсказывает будущее, и старостию называет окончание закона, – а сие последовало по пришествии Владыки Христа. Но яснее представляет сие нам блаженный Павел, разсуждая о Новом Завете; говорит же так: //«внегда же глаголет, нов, обветши перваго: а обветшавающее и состаревающееся близ есть истления»// ([[new:evr:08:13|Евр.8:13]]). Посему и здесь Давид пребываюших в Вавилоне пророчески научает сказать: //«и даже до старости и престарения Боже мой не остави мене».// Потом, показав, какую разумеет старость, присовокупил: //«дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему».// ===== Евфимий Зигабен ===== **Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое, яко не познах книжная** **Уста моя возвесят правду Твою, весь день спасение Твое** Язык мой, говорит, будет рассказывать всем, что Ты, Господи, осудил врагов моих и спас меня от рук их. **Яко не познах книжная** (Ибо я не знаю книжного искусства). ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Уста моя возвестят правду твою, весь день спасение твое, яко не познах книжная** См. Толкование на [[old:ps:070:14#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 70:14]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое, яко не познах книжная** Псалмопевец твердо надеется на Бога в настоящей нужде, и он уверен, что Бог Своею благодатною помощью даст ему повод усилить свое прославление Господа, каковое он и будет совершать тогда непрерывно. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое, яко не познах книжная** См. Толкование на [[old:ps:070:14#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 70:14]] [<10>]