[<10>] ====== Толкования на Пс. 71:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Судит нищим людским, и спасет сыны убогих, и смирит клеветника** **Судит нищим людским.** **Нищими** называет происшедших от отцов идолослужителей и обнищавших во всем добром, или вообще весь человеческий род. Ибо //вcи уклонишася,// по изречению псалма ([[old:ps:013:03|Пс. 13,3]]). **И смирит клеветника,** — разумеет диавола. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Судит нищим людским, и спасет сыны убогих, и смирит клеветника** См. Толкование на [[old:ps:071:01#svt_ignatij_brjanchaninov|Пс. 71:1]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Судит нищим людским, и спасет сыны убогих, и смирит клеветника** Диавол справедливо назван клеветником. Ибо оклеветал Бога, сказав, что по зависти воспретил вкушать от древа, и об Иове произнес лживыя также слова, сказав: //«еда туне Иов чтит Бога? Коснися всех, яже имать: аще не в лице Тя благословит»// ([[old:iov:01:10|Иов.1:10]], [[old:iov:01:16|16]]). В псалме осьмом Пророк назвал его //«врагом и местником»// ([[old:ps:008:03|Пс.8:3]]), здесь называет клеветником. Но Владыка смирил и сокрушил его, а тех, над кем он мучительствовал, сподобил свободы и спасения. ===== Евфимий Зигабен ===== **Судит нищим людским, и спасет сыны убогих, и смирит клеветника** **Судит нищым людским **(из народа)**, и спасет сыны убогих** (людей) Нищими из народа Давид называет грубейших по уму из иудеев, как нищих разумением и как пребывавших в одной только букве закона и пророков и не могших подняться к сокрытому в букве богатству Духа; а сынами бедных именует уверовавших во Христа язычников, которых предки были бедны в благочестии и добродетели и не имели богатства истины и Богопознания. Или под сынами бедных должно разуметь, с //Феодоритом//, Апостольских учеников — христиан. Ибо по внешнему Апостолы были рыболовы и ничтожные. Итак нищих в познании иудеев Христос осудит за неверствие, а язычников, (как) веровавших в Него, спасет. **И смирит клеветника** Христос, говорит, в пришествие свое смирит клеветника, то есть, по //Феодориту//, диавола, который в начале клеветал на самого Бога, когда сказал Еве, что Бог по зависти запретил им есть плоды древа познания. Он и всех людей оклеветывает и поносит, почему и называется диаволом (клеветником)—носящим имя от своих. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя** Продолжает говорить о плоде правосуднаго правления, и что вкратце сказал о **нищих**, то здесь пространнее изъясняет. Ибо как Бог наипаче промышляет о **нищих** и убогих, то Давид, дабы не тщетна была молитва его, возсылаемая о царе, показывает, что сие творит для пользы и утешения нищих. Впрочем, хотя никакого лицеприятия у Бога нет, однако Он не без причины поставляет царей превыше жребия других. Ежели бы не было царей, законов и судебных расправ, то чем кто был бы сильнее, тем неистовее стремился бы ко угнетению бедных, яко неимущих покровительства и защиты. Сим-то беззащитным людям наипаче напоминает Давид, что они в лице Царя Соломона будут иметь покровителя и защитника в случае обид, причиняемых им со стороны сильных людей. А как царь, защищая и охраняя бедных, не может обойтися без того, чтоб строгостию и наказанием не усмирять злодеев, сего ради не всуе присовокупил рещи при конце: и **смирит** клеветника. Ибо не должно ожидать, пока злодеи сами собою перестанут злодействовать, но надлежит меч употреблять, дабы не усилилась дерзкая злость их. Следовательно, государь должен быть всегда готов укрощать злодеев, дабы кроткие и смиренные люди могли пользоваться своими правами. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Судит нищым людским, и спасет сыны убогих, и смирит клеветника** См. Толкование на [[old:ps:071:03#lopuxin_ap|Пс. 71:3]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Судит нищим людским, и спасет сыны убогих, и смирит клеветника** Здесь псалмопевец продолжает речь о плодах того мудрого управления царством, которое явится следствием свыше дарованных царю мудрости и правосудия. Где нет разумной власти и строгого правосудия, там царствуют произвол и насилие: сильные и богатые притесняют и угнетают бедных и слабых, – там и клеветник ничем не удерживается от своей лжи и злокозненной деятельности. Но вот является у народа царь (Соломон), которому дарована от Бога мудрость и Божественное правосудие, и он посредством этих даров производит суд над бедными из народа, защищает и избавляет от напасти **сынов убогого** и низлагает притеснителя. В пророческом смысле **нищими людскими** названы здесь иудеи, бедные по разумению воли Божией, остановившиеся на букве Закона и не могшие возвыситься до понимания сокрытого в этой букве богатства благодати Святого Духа. Под **сынами убогих** разумеются уверовавшие во Христа язычники, отцы или предки которых были убоги (бедны) в добродетели и благочестии, не имели богатства истины и Богопознания. **Клеветником** назван древний враг рода человеческого – диавол, который еще в начале клеветал на Самого Бога, когда говорил Еве, что Бог запретил людям вкушать плода от древа познания добра и зла по зависти. Он и каждого человека старается погубить ложью и клеветой, почему и называется диаволом, что (с греч.) и значит **клеветник**. Господь Иисус Христос осудит нищих в Богопознании иудеев за неверие их, а уверовавших в Него язычников спасет, и смирит клеветника, т.е. уничтожит власть диавола над людьми, сотрет главу исконного змия [[old:gen:03:15|(Быт. 3:15)]], сокрушит его злобное царство и низложит его до конца. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]