[<10>] ====== Толкования на Пс. 71:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя** **И обладает от моря до моря.** Говорит это, потому что все народы приняли веру в Него, и выражает этим, что возобладает вселенною до самых ее пределов. И поелику пределом земли служат великие и неизмеримые моря, которым иные дают название атлантических, западного и восточного океана, то обладание вселенною справедливо означил окружающими ее отвне морями, что еще более уяснил следующий за сим стих. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя** И Он будет **господствовать**, говорит псалмопевец, **от моря до моря**. В первом случае море означает делание, на
чиная с которого Он овладевает теми, которые подвластны Его закону. **До моря** означает до безмерного знания, в 
котором плавают те, которые стали причастны к этому
 знанию посредством созерцания сущего. Или же разумей, что море есть крещение: в речении пророка, со
гласно которому лик противника изгоняется в море первое, а задняя часть его — в море последнее, морем первым, 
как уже говорилось, считай крещение, а морем последним — воскресение, в котором исчезает задняя часть 
врага. Ведь тогда наше естество совершенно освобождается от закона греха, вложенного в нас по причине [пра
родительского] преступления. Или же иначе: лик диавола, то есть злые дела, изгоняется деланием, ибо это, как было сказано, и есть море пер
вое; задняя же часть, то есть предвкушения зла и фантазии, изгоняются морем вторым, то есть знанием. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя** **«И обладает от моря до моря»**, то есть, возобладает над всеми пределами вселенной. Поелику же предел земли составляют великия и не преплываемыя моря, которыя у иных называются атлантическими, или западным и восточным океаном; то Пророк справедливо выразился, что держава вселенной отвне окружена морями. И это более явным делает следующий стих. **«И от рек до конец вселенныя».** Рекою Пророк называет Иордан, в котором крестившийся Владыка приял свидетельство от Отца, что Он //«возлюбленный Сын, о Нем же благоволи»// ([[new:mf:03:17|Мф.3:17]]). //«Оттоле»//, говорит Евангелист, //«начат проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо Царствие небесное»// ([[new:mf:04:17|Мф.4:17]]). Посему-то и пророчество говорит, что возобладает от реки до конец вселенныя. Потом объясняет сие и другим образом. ===== Евфимий Зигабен ===== **И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя** **И обладает от моря до моря** Морем одним и другим Давид называет восточный и западный океан по причине множества содержащихся в них вод. Они суть края вселенной по своей длине. Равным образом—и северный и южный океан, которые суть края вселенной по своей широте. Ибо, как говорят, океан объемлет кругом всю землю и представляет ее как бы островом. **И от рек до конец вселенныя** Что означает стих предыдущий, то означает и сей. Ибо что выше назвал морями, то здесь называет реками, потому что они суть части океана (реки). А край вселенной с восточной стороны есть восточная река—океан, с западной—западная, с северной —северная и с южной—южная. Это разумеется и иначе. Рекою здесь называется, по //Феодориту//, Иордан, произносимый, по свойству еврейского языка, вместо единственного во множественном числе. Иордан—потому что от этой реки Христос начал, по наитии на Него всесвятого Духа и свидетельствовании свыше Отца о Нем, обладать над уверовавшими в Него. //Кирилл// говорит: Сперва определяет пределы страны иудейской, прилежащей с северной стороны к Палестинскому и Финикийскому морю, а с южной к Чермному, или Красному, и говорит, что чувственный Соломон будет обладать от того моря до другого; а от рек—месопотамских до концов Палестины. Но этого мало для нашего Спасителя—Христа. Почему //Феодорит// присовокупляет: «Он овладеет всеми концами вселенной. Поелику за пределами земли находятся великие и непроходимые (для кораблей) моря, называемые Атлантическими, или западным и восточным океаном; то справедливо он сказал, что держава вселенной окружается отвне морями. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 8-9 **он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли; падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах** Понеже Господь, обещавая народу Своему дать **землю** в наследие, сии четыре предела Сим назначил, как видно из книги Бытия [[old:gen:15:18|(Быт. 15:18)]]: сего ради Давид глаголет, что владение обетованныя земли при цветущем состоянии царства пребудет незыблемо, дабы познали верные, что и благословение Божие во все времена пребудет при них неотъемлемо. **Обладает от моря до моря, и от** рек **до конец** вселенныя. Измеряет обитаемую **землю**, во-первых, от **моря** Чермнаго, или от пролива **моря** Египетскаго, даже до **моря** Сирскаго: потом от рек Евфрата и Иордана до пустыни великия, которую иные Палестиною нарицают. Здесь ежели скажет кто, что сии толь тесные пределы не приличествуют царству Христову, которому надлежало распространиться от востока солнца до запада: на сие ответствуем, что Давид приспособляется здесь к своему времени, в которое распространение царства Христова еще не ясно открыто было. Итак полагает ему начало от онаго описания, которое из закона и Пророков известно было. Да и Сам Христос, прежде нежели проникнул до последних концев **земли**, царство Свое оттуду же начал, как сказано во [[old:ps:109:02|Пс. 109:2]]: //жезл силы послет ти Господь от Сиона//. За сим далее распространяет пределы царства Израилева, показывая, что и цари, за морями живущие, будут данниками его. Пред Ним припадут Ефиопляне, под именем которых разумеет людей, обитающих в **пустынях**, сущих к востоку и удаленных от земли Ханаанския. Наконец и о покорении врагов глаголет: //и врази Его персть полижут//, в знак преданности и почтения. Ибо известно, что у восточных народов сей обряд был в употреблении, к которому и Александр Македонский, по покорении востока, хотел принудить своих подданных; но от того произошли великие споры, и Македоняне с презрением отвергли толь рабское и гнусное повиновение. Но Пророк глаголет здесь, что царь, избранный Богом во Иудеи, совершенно покорит врагов своих, так что они со всяким благоговением будут чтить его. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя** Они [вечный мир и вечная правда] составляют оружие, которым Мессия-Царь покорит себе весь мир. **Обладает от моря** – от Средиземного моря (западная граница Палестины, из которой исходит мессианская власть), **до моря**, которое считается границею земли; **река** – Евфрат. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-10 **И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя. Пред ним припадут ефиопляне, и врази его персть полижут. Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут** //"От моря до моря"// - от Средиземного моря, западной границы Палестины, до "моря", вероятно, Индийского на востоке, //"от реки"//, так называется обыкновенно Евфрат - северная граница известного тогда древнему еврею мира, //"до концов земли"// - до крайней, конечной границы мира с юга. Смысл тот - пусть владения этого царя обнимут весь мир. - //"Падут пред Ним жители пустынь"//, - т. е. дикие народы, независимые ни от каких повелителей и самоуправляющиеся племена. - //"Лизать прах"//. У восточных народов (ассириян, египтян и индусов) был обычай в знак особенного почтения целовать на земле следы ног правителя. Пусть враги будут оказывать царю знаки самого глубокого почтения. - //"Цари Фарсиса"// - Фарсис - город в Испании, //"островов"// - острова финикийских владений в Средиземном море, на запад от Палестины. "Сава" - с евр. Шева. Одни эту местность находят в счастливой (южной) Аравии (что, по параллелизму противоположения речи вероятней), другие - в Африке, именно в нынешней Абиссинии. Власть этого царя да распространится не только на земли народов, но и на самые народы; пусть все народы и цари подчинятся ему. Здесь берутся географические пункты востока и запада как крайние точки, для изображения стран всего света. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 8–9 **И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя. Пред Ним припадут ефиопляне, и врази его персть полижут** Под образом царя Соломона псалмопевец продолжает пророческую речь о вечном Царе, Сыне Божием и Господе Иисусе Христе, Царству Которого будут принадлежать все царства земные от моря до моря. В представлении псалмопевца и его современников вся земля, населенная людьми, заключена была между морями: с одной стороны, западной, – Средиземным морем и Атлантическим океаном, и с другой, восточной, – Индийским морем и Тихим океаном; равным образом, с северной и южной сторон земной материк окружен также морями и океанами. Поэтому псалмопевец и говорит, что воспеваемый им Царь будет владычествовать над всеми землями, которые простираются от берегов одного моря до берегов другого моря, и от рек, на которых обитают люди, до самых последних конечностей вселенной. Это и значит, что Царство Христово, или Святая Церковь Его, распространится по всей земле. Пред Ним припадут, или, что то же, Ему (Христу Богу) выразят покорность, Ему поклонятся **ефиопляне**, жители Эфиопии – страны африканских пустынь (с еврейского слово «ефиопляне» так и переводится; «жители пустынь»), где ныне Нубия и Абиссиния. Эти полудикие и непокорные народы, которые враждебно (**врази его**) относятся ко всякой гражданственности и мирной жизни, – даже и они подчинятся, **полижут персть** (прах земной – образное выражение духовной покорности), когда «//возьмут на Себя иго Христово»// [[new:in:11:29|(Мф. 11:29)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]