[<10>] ====== Толкования на Пс. 71:14 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **от лихвы и от неправды избавит душы их, и честно имя его пред ними** **От лихвы и от неправды избавит души их,** изглаживая данное ими против себя рукописание, и прощая задолжавшему и пятью стами и пятидесятью. **И честно имя Его пред ними.** У всех будет чествуем и славим. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **от лихвы и от неправды избавит душы их, и честно имя его пред ними** **«От лихвы и от неправды избавит души их».** Лихвою назвал любостяжательность. Так называет оную и ветхий закон. //«Лихвы и примножения не возмет»// ([[old:iez:18:17|Иез.18:17]]). Поэтому, говорит Пророк, увеселяющихся неправдою и любостяжательностию убедит водиться милостию и человеколюбием. **«И честно имя Его пред ними»**, то есть, для всех будет досточтим и славен. ===== Евфимий Зигабен ===== **от лихвы и от неправды избавит душы их, и честно имя его пред ними** **От лихвы **(ростовщиков)** и от неправды избавит души их** Ростом (денег) Давид выразил сребролюбие, которое хуже всех страстей. Далее в имени неправды он заключил вообще всякий грех. Ибо кто грешит, тот делает неправду, или в отношении к самому себе, или в отношении к брату своему. Христос освободил христиан от сих грехов посредством животворящих заповедей своих. Ибо исполняющее их христиане удаляются от всякого греха. Некто говорит, что неправдою он называет грех в мысли, а лихвою—грех в действии. Ибо, согрешая делом, мы платим рост диаволу, а поступаем неправедно с самими собою в мысли. Посему—то во первых отнимает лихву, а потом и самую неправду. Ибо в 1-х надобно удержаться от грехa в действии, а потом и от производимого нами в мысли. Слова //Афанасия//: От лихвы и от неправды избавит, уничтожая бывшее на них рукописание и даруя одному бывшему должным 500-ми, а другому 50-ю. //Феодор//: Называет ростом, потому что говорит о любостяжании. //Исихий//: Убеждает радующихся неправде и любостяжанию к упражнению в милосердии и человеколюбии (в изд. цепи). **И честно имя Его пред ними** И по истине имя Христово столько честно для христиан, что вместо всякого другого достоинства, довольно его одного для показания благородства их. //Исихий//: Какое имя? Христос, от которого мы названы христианами. Ибо Он сделал имя Свое столь честным пред спасающимися чрез Него верующими, что одни из них презрели богатство, другие достоинство, третьи и самую жизнь, чтобы не подпасть отречению от имени христиан. А у //Евсевия// и //Дидима// написано: И честно имя их пред Ним. Ибо Христос сделал имя христиан для себя столь честным, что сказал: радуйтеся, что имена ваши написаны на небесах (в изд. цепи). ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его** См. Толкование на [[old:ps:071:12#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 71:12]] ===== Лопухин А.П. ===== **от лихвы и от неправды избавит душы их, и честно имя его пред ними** См. Толкование на [[old:ps:071:12#lopuxin_ap|Пс. 71:12]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **от лихвы и от неправды избавит душы их, и честно имя его пред ними** См. Толкование на [[old:ps:071:12#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 71:12]] [<10>]