[<10>] ====== Толкования на Пс. 71:17 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Будет имя его благословено во веки, прежде солнца пребывает имя его: и благословятся в нем вся колена земная, вси языцы ублажат его** **Прежде солнца пребывает имя Его.** Показывает, что Сей, не умерщвленный вместе с младенцами, есть прежде сложения мира сущий со Отцем. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Будет имя его благословено во веки, прежде солнца пребывает имя его: и благословятся в нем вся колена земная, вси языцы ублажат его** На слова: **прежде солнца пребывает имя Его**. Божественный и чистый Ум, когда благоволил предвозвестить что-либо из будущего, не просто возвещал пророчество (над этим громко стали бы смеяться невежественные Иудеи, не научившиеся разуметь и самого ясного), но, срастворив ведение будущего с настоящим, так возвеличил пророчество, что и тогдашние слушатели могли извлечь некоторую пользу, и их преемники, видя связь событий, могли приобретать точное ведение. И чтобы, перебирая все пророчества, не показаться многоречивым, представлю один способ пророчества и с его помощью для разумнейших объясню и прочие. Псалом надписан о Соломоне, но мало относится к Соломону, большею же и самою важною частью он относится ко Христу. С первого взгляда кажется, что воспевает он Соломона, а по смыслу более точному и глубокому - Того, Кто в действительности Миротворец. И пророчество служило как самым великим утешением для живших тогда, так и превосходнейшим утешением для будущих родов. Ибо выражениями: **прежде солнца пребывает имя Его**; и //прежде луны рода родов// [[old:ps:071:05|(5)]], и всем прочим, что сверхъестественно, боголепно и превышает относящееся не только к человеку, но и к горним силам, - воспет Христос. А сие: //помолятся о нем выну// [[old:ps:071:15|(15)]], - сказано о Соломоне. Посему не будем думать, что пречистая Премудрость через Пророков просто предвозвестила будущее ведение. Но будем сочетать будущее с настоящим и, когда услышим что-то унизительное и чуждое Божественному пришествию Спасителя, не подумаем, что сие сказано непременно о Нем. И напротив того: величественное, приличное одному Божественному достоинству не признаем сказанным о Соломоне, конец жизни которого не был безукоризнен. Не станем толковать пророчества принужденно и для согласования пророческих выражений впадать в пустые разглагольствования; но сказанное исторически будем понимать благоразумно и изреченное пророчественно - в умозрительном смысле, и явно исторического не превращая насильно в умозрение, и того, что должно понимать умозрительно, - в историю; будем с тем и другим соотносить пригодный и сообразный смысл. Если же найдем такое пророчество, которое и сохраняет в себе историю, и к которому непринужденно можно приложить умозрение, то должно его толковать и в том, и в другом смысле. ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Будет имя его благословено во веки, прежде солнца пребывает имя его: и благословятся в нем вся колена земная, вси языцы ублажат его** **«Будет имя Его благословено во веки: прежде солнца пребывает имя Его».** Слова: //«благословено»// нет ни в одном списке, ни в ексаплах, ни у Евреев. Речением – //«прежде»// Пророк показывает, что Он древнее солнца и луны. Ибо не просто сказано: //«прежде солнца пребывает» но: «и рода родов».// А слова: //«рода родов»// ([[old:ps:071:05|Пс.71:5]]) Пророк употребил и о солнце и о луне; потому что солнце и луна современны, в одно и тоже время приведены в бытие. Сказано: //«и рече Бог, да будут светила на тверди небесней. И сотвори Бог два светила великая»// ([[old:gen:01:14|Быт.1:14]], [[old:gen:01:16|16]]). Посему, если //«прежде луны рода родов»//, то и прежде солнца. **«И благословятся в Нем вся колена земная».** Пророк напоминает здесь обетование данное Аврааму, Исааку, Иакову. Ибо трем сим Патриархам Бог обетовал, что благословятся, то //«вси языцы земнии»// ([[old:gen:12:18|Быт.12:18]]), то //«племена земная»// ([[old:gen:12:03|Быт.12:3]]). Различными же сими именованиями означается весь человеческий род. И блаженный Павел, объясняя сие, сказал: //«Аврааму же речени быша обеты, и семени его. Не глаголет, и семенем, яко о мнозех, но яко о едином, и семени Твоему, иже есть Христос»// ([[new:gal:03:16|Гал.3:16]]); и в послании к Евреям говорит: //«не от Ангел бо когда приемлет»// ([[new:evr:02:16|Евр.2:16]]). О Нем предвозвещает и настоящий псалом, сказуя, что //«благословятся о Нем вся колена земная»//. **«Вси языцы ублажат Его».** Пророческое слово изрекло, иное как о человеке, иное как о Боге. Но слово: //«блаженный»//, как находим, употребляется и о Боге, Сказано: //«блаженный, и един сильный, Царь царствующих и Господь господствующих, един имеяй безсмертие, и во свете живый непреступнем»// ([[new:1tim:06:15|1Тим.6:15–16]]). Пророк говорит: все народы именуют Его блаженным и достойным песнопения. Потом, яснее открывая сокровенное Божество Его, присовокупил: ===== Евфимий Зигабен ===== **Будет имя его благословено во веки, прежде солнца пребывает имя его: и благословятся в нем вся колена земная, вси языцы ублажат его** **Будет имя Его благословено во веки** Cиe изречение ясно из самых дел, потому что имя— Христос, или Иисус, благословляется и прославляется всегда всеми, находящимися во всех частях миpa христианами. **Прежде солнца пребывает имя Его** Имя, говорит, Христово по Божеству (которое есть—Сый— означающее—существующей всегда, как сам Он так назвал себя, когда явился Моисею в кусте). Cиe, говорю, имя пребывает прежде создания солнца. Если же ты будешь принимать самое имя—Христос, то слова: прежде солнца, ты должен принимать вместо—выше, или более солнца. Потому, что солнце при скончании миpa падет и помрачится, равным образом и прочие звезды: а имя Христово пребудет непоколебимым и сияющим и узнаваемым всеми. Некоторые усиливаются приложить это и к Соломону; но собственнее прилагают ко Христу. Ибо кто не убит вместе с прочими младенцами от Ирода, тот сим показывает, что Он прежде основания миpa существует со Отцем и что имя Его выше всякого имени, вечно—по //Афанасию//. **И благословятся в Нем вся колена земная, вcи языцы ублажат Его** Благословятся—означает—освятятся, исполнятся благодати. Потому что мы—верующие, называемые христианами сим именем прославляемся. Это Бог обещал и Аврааму, что благословятся в семени его все народы: и благословятся в семени твоем все народы земные [[old:gen:26:04|(Быт. 26,4)]]. А Павел говорит, что сие семя Авраама есть Христос [[new:gal:03:16|(Гал. 3,16)]]. Почему и все народы будут, говорит, прославлять Его. А племенами называет роды людей. Слова //Феодорита//: Bсе народы, говорит, называют Его блаженным и достойным песней. //Исихия//: Все племена, языки и страны, жившие прежде в заблуждении, ныне единогласно приняли благословение. Почему и ублажат Его; каким выражением блаженства, если не находящимся, как должно думать, в Евангелии: блаженно чрево носившее Тебя и сосцы, которые Ты ссал. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **будет имя его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем [племена], все народы ублажат его** Здесь паки повторяет те же слова, которыя в стихе[[old:ps:071:05| 5]] сказал о вечности царства. Почему нет сомнения, что хотел он отличить царство сие от прочих земных монархий, которыя или от нападения врагов разрушаются скоро, или от своея тяжести падают, и падением своим показывают, что в мире сем нет ничего вечнаго и непоколебимаго. Откуду следует, что место сие не можно разуметь о царстве земном, которое в поколении Давида на краткое токмо время процвело, и не токмо при третьем преемнике увяло, но наконец и бедственно пало. Но Христово царство во веки не падет и не разрушится, и хотя на земли часто потрясаемо бывает то от нападения мира, то от сатаны, ненавистию дышущаго: однако, будучи подкрепляемо силою Бога, не испровергается. Мы увидим инде, что солнце и луна суть свидетели вечности **Его** [[old:ps:088:38|(Пс. 88:38)]]. Следующия слова: //и благословятся в Нем вся колена земная, вси язы́цы ублажат Его// – взяты из книги Бытия[[old:gen:22:18| (Быт. 22:18)]], и протолкованы от Апостола в послании к Галатом [[new:gal:03:16|(Гал. 3:16)]]. Итак все языки **благословятся** Богом во Христе, яко чрез Него отрожденные, и в Нем пребывающие. Сим бо сказано будет на суде: //приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира// [[new:mf:25:34|(Мф. 25:34)]]. Следовательно, благословение сие не что иное есть, как оправдание и усыновление о Христе. А якоже о Нем **благословятся** вся колена земная: тако и взаимно вси язы́цы **ублажат** и прославят **Его**. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Будет имя Его благословено во веки, прежде солнца пребывает имя Его: и благословятся в Нем вся колена земная, вси языцы ублажат Его** Такой Царь, служащий благословением всему свету, заслуживает, чтобы весь мир и все времена прославляли Его. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Будет имя его благословено во веки, прежде солнца пребывает имя его: и благословятся в нем вся колена земная, вси языцы ублажат его** См. Толкование на [[old:ps:071:16#lopuxin_ap|Пс. 71:16]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Будет имя его благословено во веки, прежде солнца пребывает имя его: и благословятся в Нем вся колена земная, вси язы́цы ублажат его** Здесь снова говорит Давид о вечности Царства Христова, повторяя почти то же, что сказал выше [[old:ps:071:05|(в 5 ст.)]]. Доставивший столь великие милости и благословения народу Своему [[old:ps:071:04|(ст. 4]], [[old:ps:071:07|7]], [[old:ps:071:12|12]], [[old:ps:071:14|14]], [[old:ps:071:16|16)]] Христос Иисус, Царь мира в достопоклоняемом имени Своем, благословляется и прославляется всегда, всеми, находящимися во всех частях мира, христианами. И такое прославление имени Его будет вечно, т.е. «доколе светит солнце, дотоле пред лицом Его будет ведомо имя Его» (Господа Иисуса Христа), как объясняет в подстрочном примечании к переводу своему преосвящ. Порфирий. «//Аз есмь Сый,// – сказал Господь Моисею. –// Сие Мое есть имя вечное//» [[old:ish:03:14|(Исх. 3:14-15)]]. Сие-то имя Господне, существующее прежде создания мира, пребывает прежде солнца и будет **благословено** от всех родов во веки. Чрез Него получат благословение Божие все народы земные, которым и сказано будет: «//Приводите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира//» [[new:mf:25:34|(Мф. 25:34)]]. Сие благословение, значит, есть не что иное, как оправдание и усыновление Богу о Христе. В свою очередь, получившие благословение будут взаимно прославлять и ублажать Господа Иисуса, Который «Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу» (песнь «Единородный Сыне и Слове Божий» на литургии): **вси язы́цы ублажат Его**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]