[<10>] ====== Толкования на Пс. 71:18 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса един** Описав все, что совершает Он домостроительственно для живущих на земле, возносит Ему песнь, говоря, что Он есть Бог Израилев, Который один мог совершить чудеса сии. Какие же чудеса? Не те ли, что уничтожил владычество сатаны, и от мучительства демонов избавил подвергшихся их козням? Примечай же, что ничто из сказанного в псалме не приличествует Соломону, рожденному от жены Урииной, — ни слова: //прежде солнца имя Его// ([[old:ps:071:17|Пс. 71:17]]), ни другие: //вcu языцы поработают Ему// ([[old:ps:071:11|Пс. 71:11]]), ни следующие: //прежде луны рода родов// ([[old:ps:071:05|Пс. 71:5]]). А из всего этого явствует, что псалом сказуется о Господе нашем Иисусе Христе. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса един** То есть, Сей самый, о Ком изрекается пророчество, совершит и упомянутыя выше чудеса. Он есть и Бог Израилев и Владыка всех. ===== Евфимий Зигабен ===== **Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса един** Вот Божественный Давид здесь открыл то, что было сокрыто. Ибо Христа он проповедует Богом и Богом Израиля, чем означил, что Христос есть тот Бог Израиля, который чудодействовал в древности для праотца иудеев—Израиля. А один—прибавил не для различения Сына от Духа, но для различения от лживых богов. //Афанасий// говорит: Какие чудеса сотворил Он, как не те, что упразднил силу сатаны и избавил от жестокой власти демонов подлежавших влиянию их? Безыменный: Один—говорится о естества св. Троицы, которая есть Бог, а не о лицах ее, единоестественных и единосущных. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 18-19 **Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса, и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь** Пророк принесши молитвы о сыне и извещен быв Духом Святым, что желания его не тщетны будут, обращается к похвалам **Бога**. Ибо ежели бы не видел он очами веры всего того, что мы доселе видели во псалме сем, то не так бы свободно и радостно глаголал, якоже ныне, благословляя **Бога**, глаголет: **благословен Господь Бог Израилев**. Следующия за сим слова: творяй **чудеса** един – без сомнения, относит к настоящей материи, не токмо царство препоручая **Богу**, но и напоминая сыну и преемникам его, что к сохранению онаго потребна будет чудная Божия сила. В самом деле, преемники Давидовы почти все были таковы, что престол его стократно колебался, и наконец совершенно пал. Не распространяясь много, отпадение Соломона от **Бога** не было ли пагубно для престола? Прочие же преемники, выключая Озию, Езекию, Иосафата и других немногих, лучше ли были Соломона? Они как бы наперерыв стремились во грехи, и как бы нарочно привлекали на себя проклятие **Бога**, так что удивляться должно, каким образом Он не вдруг поразил их громом и не истребил всего рода? Но как Давид одарен был пророческим духом, то не скрытно было от него, что сатана всегдашний будет враг благосостоянию церкви; и потому мог заключить что благость Божия, о которой здесь глаголет, не без великих и важных затруднений будет пребывать в его роде. Событие после показало, с коликими **чудесами** исполнил **Бог** обещания Свои, возвращение ли из Вавилона возьмем в разсуждение, или другия последовавшия за сим избавления, донележе не произошел Христос, аки цвет от изсохшаго корени Иессеова. Сего ради достойно и праведно просит, да исполнится** славы Его вся земля**: понеже царство **Его** имело распространиться до последних концев вселенныя. А дабы и все благочестивые соединили с сими желаниями его таковое же расположение, присовокупляет подтверждение: буди, буди. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 18-19 **Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса един, и благословено имя славы Его во век и в век века: и исполнится славы Его вся земля: буди, буди** Славословие в ст. 18–19 не относится к псалму, но прибавлено собирателем псалмов; подобные славословия см. в окончании каждой части Псалтири. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 18-19 **Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса един, и благословено имя славы его во век и в век века: и исполнится славы его вся земля: буди, буди** //Благословен Господь во веки!// Стихи не принадлежат писателю псалма, они представляют прибавку составителя сборников песней Псалтири, какую мы встречаем в конце каждого сборника псалмов. [[old:ps:071:start|71]] псалом, как мы говорили, представляет изображение того идеала царя и царствования, который нарисовал себе Соломон и к возможному приближению к которому он прилагал усилия. Но известный, исторический Соломон только начал свое царствование в указанном псалмом духе. Войн при нем не было, евреи пользовались внешним довольством - у каждого был свой виноградник и своя палатка, а также уважением среди иноплеменников; судебными своими решениями он поражал своих современников и имя его стало известным по всему миру. Во второй же половине своей жизни он, как известно, заслужил даже осуждение от Бога. Да и по существу нарисованного здесь идеала последний непосилен для человека вообще. Царь рисуется вечным ([[old:ps:071:05|5 ст.]]), его владения - вся земля и народы ([[old:ps:071:08|ст. 8-11]]), его царство - полное воплощение, осуществление мира ([[old:ps:071:12|ст. 12]] и [[old:ps:071:16|16]]). Такое царствование может принадлежать только Богу. Нарисованный Соломоном идеал царства нашел осуществление в Иисусе Христе, учение Которого - учение любви и всепрощения, царство Его - царство мира и правды и его назначение - распространиться по всей земле и навечно. Исторический Соломон только частично, в начале своей деятельности осуществлял свой идеал, который вполне будет достигнут и только может быть достигнут в царстве Христа. Поэтому то все содержание псалма имеет прообразовательно-мессианский смысл. Тогда [[old:ps:071:16|16]] стих, помимо уже указанного нами прямого смысла, может иметь следующий. Голые вершины могут обозначать вообще языческих народов, которые не имели за ложностью своих религий, ни правильного учения о Боге, ни возвышенной нравственности, почти не имели и праведников. С принятием и усвоением ими христианства, последних у них появится более, чем на Ливане, т. е. среди евреев, что действительно уже осуществилось, так как евреи учения Христа не приняли, а язычники с готовностью последовали и следуют за Ним. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 18–19 **Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса Един, и благословено имя славы Его во век и в век века: и исполнится славы Его вся земля: буди, буди** Славословие имени Божия, заключающееся в сих последиих стихах, по мнению новейших ученых истолкователей псалмов (свящ. X. Орда, свящ. Н. Вишняков, А. Пархомович и др.), не относится к этому псалму, но прибавлено к нему собирателем псалмов в одну книгу, подобно тому, как оно прибавлено и в окончаниях других частей Псалтири [[old:ps:040:start|(Пс.40]] и [[old:ps:105:start|Пс.105)]]. Хотя такое мнение и справедливо, тем не менее, мы должны рассматривать это заключительное славословие как составляющее в нашей Псалтири составную и неотъемлемую часть псалма 71 и потому должны дать ему соответствующее объяснение. **Благословен Господь Бог Израилев** – не иной какой Бог, как тот же Мессия, Христос Бог наш, о Котором пророчествует весь псалом и Который Един творит чудеса как в Ветхом, так и в Новом Завете, – Един не в различении трех лиц Святой Троицы, но в различении других, лживых богов – языческих. **Имя славы Его** есть имя Христа, которое означает Бога и человека, и с которым Он благословляется и прославляется, как в сем временном веке, так, особенно, и в будущем, когда будут «//покорена Ему всяческая//» [[new:1kor:15:28|(1 Кор. 15:28)]]. **Слава Его** должна распространиться по всей земле, как свидетельствует и пророк Исайя, который видел престол Господа славы, окруженный небесными серафимами, и слышал, как они друг к другу взывали: «//Свят, свят, свят Господь Саваоф! полна вся земля славы Его//» [[old:is:06:01|(Ис. 6:1]], [[old:is:06:03|3)]]. **Буди, буди** – это значит то же, что – «да будет», а по переводу с еврейского: «аминь и аминь!» После этого псалма имеется в Псалтири особое краткое сказание, или эпилог (присловие), состоящий из следующих слов: //Окончашася// (в др. старинных изданиях – «оскудеша») //песни Давида, сына Иессеова//. По русскому переводу: «Кончились песнопения (с евр. – «молитвы») Давида, сына Иессеева». Из сего сказания нужно бы заключить, что следующие, после 71-го псалма, принадлежат уже не Давиду, а другим составителям псалмов. Но такое значение будет не совсем верно, потому что и далее мы встречаемся с псалмами, принадлежащими Давиду и надписанными его именем, каковы [[old:ps:085:start|псалмы 85]], [[old:ps:107:start|107–109]]. Ученые истолкователи псалмов присловие сие – об окончании Давидовых псалмов – объясняют так, что когда составлялись первоначальные сборники псалмов, то 71-й псалом был поставлен в них последним из Давидовых псалмов; когда же, с течением времени, составлялись новые собрания псалмов, то в них вошли и другие псалмы, принадлежащие Давиду, кроме тех, которые найдены и вошли в состав сборников прежнего времени. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]