[<10>] ====== Толкования на Пс. 72:2 ====== ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Мои же вмале не подвижастеся нозе: вмале не пролияшася стопы моя** **«Мои же в мале не подвижастеся нозе».** Не многаго недоставало к тому, чтобы совратиться мне с пути своего. **«В мале не пролияшася стопы моя».** А //Симмах// перевел так; едва не сокрушилось то, что подкрепляло меня, то есть, был я в опасности отказаться от здравых и поддерживающих меня помыслов, и подвергнуться величайшему поползновению; сие выражает слово: //«пролияшася»//, как бы пролились, распались, утекли. Ногами же и стопами иносказательно называет Пророк помыслы. Потом излагает и причину. ===== Евфимий Зигабен ===== **Мои же вмале не подвижастеся нозе, вмале не пролияшася стопы моя** Ногами Давид называет здесь помышления души, которые, по словам //Оригена// и //Феодорита//, поддерживают благочестие. Едва, говорит, не совратился я и не пал в пропасть неверия в промысл Божий о мире, и стопы, то есть, стопы души моей едва не излились, иначе, едва не потерялись и не поползнулись к худшему, ибо то вещество, которое льется, теряется и погибает. Слова //Исихия//: Ногами и стопами называет ход деятельности и движения мысли. Он не поколебался ногами, то есть, жизнь не совратил в худшее; и не излился стопами, ибо стремлений души не обратил в необузданность. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 2-3 **Мои же вмале не подвижастеся нозе: вмале не пролияшася стопы моя: яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря** Сии слова тем примечательны, что искушения, о которых глаголет здесь Пророк, не простым токмо приключаются людям, ниже таким, которые мало в благочестии успели, но суть общия всем, даже и таким, которые в училище Божием паче других преуспели. Таким образом, себя самого в пример представляя, хощет, дабы мы, сколько возможно, в случае искушений были осторожны. Он сам, хотя не совершенно пал, однако чистосердечно признается, что весьма близок был к падению, и потому напоминает, что и всем предлежит падения опасность, ежели не поддержит нас крепкая Божия десница. За сим показывает и причину искушения, признаваясь, что он, судя о благополучии нечестивых по настоящему счастию их, был завистию уязвлен. Возревновах на **беззаконныя, мир грешников зря**. То есть, позавидовал **беззаконным**, когда увидел, что они наслаждаются благоденствием и миром, котораго они не заслуживали. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Мои же вмале не подвижастеся нозе: вмале не пролияшася стопы моя** Псалмопевец заявляет в [[old:ps:072:01|ст. 1-м]], что он остается при том убеждении, что Бог всегда истинно благ к Израилю (к Израилю по его идее), ко всем искренним (**правым сердцем**) Своим исповедникам. Но однако же, продолжает он, я едва было не поколебался в этой несомненной истине, чуть было не споткнулся в своем убеждении. **Пролияшася стопы** – поскользнулись. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 2–3 **Мои же вмале не подвижастеся нозе: вмале не пролияшася стопы моя: яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря** Здесь выражения: **не подвижастеся нозе... не пролияшася стопы** – употреблены псалмопевцем, по свойству еврейской поэтической речи, в иносказательном смысле и означают небольшое движение душевных помыслов, или поползновение мыслей и чувств, от пути истины на путь неправды и заблуждения. **Вмале** значит «еще немного, едва не». Выразив в [[old:ps:072:01|(ст. 1)]] свое твердое и вполне согласное с истиною убеждение, псалмопевец признается в том, что и он недалек был от опасности потерять истину и впасть в заблуждение, и говорит: Бог Благ и Милостив ко всем праведникам – это истина неоспоримая, но я едва не споткнулся сомнениями в этой истине: едва не уклонились ноги мои от уверенности в ней, едва не поскользнулись (**пролияшася**) стопы моя, а причиною сего было то, говорит он, что я позавидовал (**возревновах**) безумным, видя благоденствие нечестивых». «Как огнем меня жгло, – говорит от лица псалмопевца блж. Феодорит, – когда видел, что живущие злочестиво и беззаконно пребывают в мире и в великом счастии» [6, с. 343]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]