[<10>] ====== Толкования на Пс. 72:13 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И рех: еда всуе оправдих сердце мое и умых в неповинных руце мои** **И рех: еда всуе оправдих сердце мое?** И я, говорит, видя это, возмутился помыслами, размышляя сам с собою: не будет ли суетен труд мой о добродетели? А труд этот состоит в том, чтобы подвизаться в правде, быть чистым от дела несправедливого, за прежние согрешения наказывать себя исповеданием их, и как бы с сей целью, то есть, чтобы за грехи свои подвергать себя истязаниям, восставать с самого ложа. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И рех: еда всуе оправдих сердце мое и умых в неповинных руце мои** **«И рех: еда убо всуе оправдих сердце мое».** А я, видя, что они пиршествуют и тщеславятся богатством, размышлял: не безполезно же стяжание правды. **«И умых в неповинных руце мои».** Потому нашел для себя выгоду, пребывая вдали от живущих в лукавстве. Ибо выражение: «умых в неповинных», значит: сохранил себя неповинным, и не приобщился к злым. ===== Евфимий Зигабен ===== **И рех: еда всуе оправдих сердце мое и умых в неповинных руце мои** **И рех: еда **(убо)** всуе оправдих сердце мое** И я сам, говорит, который был великодушнее и благоразумнее, смущаясь помыслами, говорил сам в себе: неужели напрасно удалил я сердце свое от всякой неправды? **И умых в неповинных руце мои** И снова говорил: неужели я напрасно умывал руки мои среди невинных мужей? А что означают эти слова, мы сказали при объяснении псалма [[old:ps:025:06|25]]-го. Для полноты же смысла в этом и следующих стихах нужно подразумевать: неужели напрасно? Ибо и эти слова следует читать с сомнением. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **И рех: еда {убо} всуе оправдих сердце мое и умых в неповинных руце мои** См. Толкование на [[old:ps:072:12#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 72:12]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **И рех: еда всуе оправдих сердце мое и умых в неповинных руце мои** Такие мысли, при виде счастия грешников, подобно народу, по крайней мере многим из народа, приходили на ум и самому псалмопевцу; и у него являлась мысль, что пред Богом праведность не имеет особенной цены и страдания ради Его не награждаются Им. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 13-15 **И рех: еда всуе оправдих сердце мое и умых в неповинных руце мои, и бых язвен весь день, и обличение мое на утрених? Аще глаголах, повем тако: се, роду сынов твоих, емуже обещахся** //"Очищать сердце, омывать в невинности руки, подвергать себя ранам и обличениям"// - значит зорко следить не только за своими поступками, но и за чистотою своих помыслов. Такая заботливость о духовной опрятности требует постоянного и сильного ограничения своих греховных порывов, что причиняет боль. Факты же благоденствия нечестивых, живущих по своим влечениям и не заботившихся о своей нравственной чистоте, поставили пред писателем вопрос - есть ли смысл в его самоограничениях? Сомнения мучили его, но он счел себя не вправе оглашать эти сомнения и вселять их в других; если у самого нет твердости в убеждениях, то прямая обязанность того не вселять колебаний в других. Поступок последнего рода делает его "виновным пред родом сынов Твоих", т. е. пред евреями, которых Господь любит и о которых заботится, как отец о детях. Прививать им сомнения свои значило бы отвращать детей от Отца, лишать их Его благотворного и любвеобильного попечения, лишать других блага, на которое сам не имеешь права. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **И рех: еда всуе оправдих сердце мое и умых в неповинных руце мои** См. Толкование на [[old:ps:072:12#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 72:12]] [<10>]