[<10>] ====== Толкования на Пс. 72:22 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **и аз уничижен, и не разумех, скотен бых у тебе** См. Толкование на [[old:ps:072:21#svt_afanasij_velikij|Пс. 72:21]] ===== Свт. Григорий Нисский===== **и аз уничижен, и не разумех, скотен бых у тебе** Говоря о себе, что он был "**скотен**", пока видел благо только в земном. Псалмопевец говорит: «**скотен бых у Тебе**», означая таковыми словами неразумное пристрастие. //**О надписании псалмов.**// ===== Прп. Антоний Великий ===== **и аз уничижен, и не разумех, скотен бых у тебе** Один брат спросил св. Антония: отчего, когда Бог, по всему Писанию, обещает душе блага высшие, душа не бывает постоянно тверда в искании их, а уклоняется к переходящему, тленному и нечистому? – он отвечал: кто не вкусил еще сладости небесных благ, тот не прилепился еще к Богу от всего сердца своего, потому и возвращается на тленное. Но пока не достигнет кто такого совершенства, должно работать Богу из покорности святой воле Его, так чтобы таковой с Пророком говорил: **скотен бых у Тебе**, т.е. я работал Тебе, как подъяремное животное. //**Поучения.**// ===== Прп. Петр Дамаскин ===== **и аз уничижен, и не разумех, скотен бых у тебе** Как говорит святой Исаак: приобрети веру в себе, чтобы попрать тебе врагов своих. Ибо таковой живет не как самовластный, но как скот, водимый волею Божиею, по слову пророка: **скотен бых у Тебе**, //и аз выну с Тобою//. //**Творения. Книга первая.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 22-24 **и аз уничижен, и не разумех, скотен бых у Тебе. И аз выну с Тобою: удержал еси руку десную мою, и советом Твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси** **«И аз уничижен, и не разумех».** //Симмах// выразил сие яснее: был я неискусен и не сведущ. Недостатку же сему подвергся по неведению, не зная судов Твоих. **«Скотен бых у Тебе». «И аз выну с Тобою».** Но не подвергнусь более сему, и не соглашусь входить в какия-либо разыскания и любопытствовать о том, чтó домостроительствуется Твоею премудростию; напротив того, подобно вьючному животному, буду следовать за Твоими мановениями. Ибо в таком случае не лишусь Твоего о мне промышления. Как вьючное животное следует за ведущим, не любопытствуя, куда его ведут: так и я буду следовать, направляемый Твоею благодатию, не входя в изследования о Твоем промысле. **«Удержал еси руку десную мою»: «И советом Твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси».** Отсюда начинается речь о возвращении из плена, а именно: как снисходительный отец, нашедши заблудшаго сына, и взяв его за правую руку, вводит в дом, так и Ты возвратил меня в отечественную землю, освободив от рабства, дав удобство – пройдти странами многих народов, соделав меня знаменитым и славным. ===== Евфимий Зигабен ===== **и аз уничижен, и не разумех, скотен бых у тебе** **И аз **(был)** уничижен и не разумех** Сии и следующие слова относятся к иудеям, когда они возвращались из Вавилона в Иерусалим: я, говорит Израильский народ, был в уничижении, то есть, отвержен от Тебя, Господи, за грехи мои, когда находился в Вавилоне, а посему, не имея Твоего просвещения, я не мог разрешить себе вышесказанных недоумений. //Симмах// вместо: уничижен, перевел: был не сведущ. Слова //Исихия//: Когда кто, быв обольщен благоденствием грешников, возимет желание к подражанию им; то тотчас уничижается и охуждается, теряя свое достоинство. Весьма прилично прибавил: не разумел; потому что многие не знают, что уничижение их приключается от грехов, как священники, так и начальники, обманываясь наружностью окружающих их предметов (в изд. Своде). **Скотен **(как скот)** бых у Тебе** И так я, говорит, сделался у Тебя, Господи, бессмысленным, то есть, не стану более испытывать судов и домостроительства Твоего, но, по словам //Феодорита//, буду последовать хотениям Твоим без всякого исследования; потому что я хорошо узнал, что Ты промыслительно производишь все дела Твои с судом и мудростью. И таковое скотоподобие пред Богом похвально; напротив достойно осуждения то, которое бывает пред демоном и производит страсти, о каковом и Давид говорил: (человек) присоединился к скотам несмысленным и уподобился им [[old:ps:048:13|(Пс.48,13)]]. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **и аз уничижен, и не разумех, скотен бых у тебе** См. Толкование на [[old:ps:072:21#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 72:21]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **и аз уничижен, и не разумех, скотен бых у Тебе** Вслед за тем псалмопевец указывает, почему не всегда он держался этого понятия, отчего он заблуждался: он позволил себе завидовать в сердце своем счастию нечестивых, чрез это он сделался духовно слепым и подобным животному. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **и аз уничижен, и не разумех, скотен бых у Тебе** См. Толкование на [[old:ps:072:21#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 72:21]] [<10>]