[<10>] ====== Толкования на Пс. 72:27 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко се, удаляющии себе от Тебе погибнут: потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе** **Яко се удаляющии себе от Тебе погибнут.** Единения с Тобою держался, я, Владыко, и поступал в этом хорошо, зная, что концом тех, которые вне Тебя, будет погибель, а с Тобою пребывающие приимут благую часть, потому что им, когда внидут в небесный Иерусалим, достанется в наследие наилучшая часть — наслаждаться всегда Твоими песнопениями. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Яко се, удаляющии себе от Тебе погибнут: потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе** **Удаляющиеся от Тебе** (не по телесному положению, но по расположению души, уклонившейся от исполнения воли Божией) **погибнут: потребил ecи всякого любодеющаго от Тебе**, любодеющего при последовании собственной воле и собственным разумениям, при отвержении евангельских заповедей или воли Божией. Второе по необходимости сопутствует первому. ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 27-28 **Яко се, удаляющии себе от тебе погибнут: потребил еси всякаго любодеющаго от тебе. Мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование мое, возвестити ми вся хвалы твоя, во вратех дщере Сиони** Сильнее углуби ум свой к принятию сказанного. Какое страшное изречение присовокупляет, говоря (27,28): **яко се удаляющии себе от Тебе, погибнут; потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе. Мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование мое, возвестити ми вся хвалы Твоя во вратех дщери Сиони.** Итак, возлюбленные, имея пособия в Божественных Писаниях, а также проложенный и прямой путь, ведущий ко вратам небесным, не будем нерадеть об уповании, соблюдаемом для нас на небесах. Ибо, как написано, грядет Господь, //Емуже лопата в руце Его, и отребит гумно Свое, и соберет пшеницу в житницу Свою, плевы же сожжет огнем негасающим// ([[new:mf:03:12|Мф.3:12]]). Ему слава во веки! Аминь. //**Творения.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко се удаляющии себе от Тебе, погибнут: потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе** Сами себя соделывающие далекими от Твоей попечительности и избравшие служить идолам, плодом отступничества будут иметь погибель. Ибо любодеянием называет здесь Пророк идолослужение. Так говорит Бог и чрез Иеремию: //«поидоша на всяку гору высоку, и под всяко древо листвяно, соблудиша тамо. И рекох: повнегда прелюбодействовати ей во всех сих, ко Мне обратися, и не обратися»// ([[old:ier:03:06|Иер.3:6–7]]); и еще: //«и соблудила есть с древом и с каменем»// ([[old:ier:03:09|Иер.3:9]]); то есть, оставив Меня – жениха, послужила богам не существующим. Посему и здесь служение идолам назвал Пророк любодеянием. Но сказал сие не о Вавилонянах, а о тех, которые за нечестие соделались пленниками. Ибо они, имев женихом Бога, любодействовали, возлюбив рабство демонам. Но, научившись опытом целомудрию, взывают: ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко се, удаляющии себе от Тебе погибнут: потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе** **Яко се удаляющии себе от Тебе, погибнут** От Бога удаляются не местом, потому что Бог везде, но расположенностью и вожделением чрез грех, как напротив того приближаются к Богу чрез добродетель; поелику грех бежит и удаляется от Бога, как бежит тьма от света. А чем более кто либо удаляется от Бога, тем более приближается к погибели. Союз: ибо, здесь поставлен для уверения, вместо: истинно. Далее погибелью называет не обращение в ничто, но потерю спасения. **Потребил ecи всякаго любодеющаго от Тебе** Любодейством от Бога называет Давид отступничество и идолопоклонство или служение демону, по словам //Феодорита//, как говорит Бог и у Иеремии: видел ли ты, что сделал Мне дом Израилев? Пошли на всякую гору и под всякое лесное дерево и там любодействовали [[old:ier:03:06|(Иep.3, 6)]]; также: и любодействовал с деревом и камнем (там же 9); вместо: служили идолам. Почему и церковь называется Божиею невестою, поелику соединена с Богом верою и хранением заповедей Божиих. Слова //Божеств. Кирилла//: Мысленное любодейство есть непотребство и нечистота всякого рода. Итак, прекратим все виды такового любодейства, дабы не подвергнуться погибели должной и воздаваемой грехолюбивым. И поелику грехи удаляют нас от близости Божией, то примем сию ужасную преграду, и тогда ничего не будет возбраняющего стать вблизи. Ибо Я, говорит, Бог близкий, а не Бог—далекий [[old:ier:23:23|(Иep. 23, 23)]]. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Яко се, удаляющии себе от Тебе погибнут: потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе** Пророк от противных обстоятельств доказывает, что нет ничего лучше, как прилепляться к Богу, и в Нем едином спокойно опочивать. Ибо как скоро кто удалится от Него, тот вечно **погибнет**. Удаляются же от Бога все те, которые сердце свое разделяют с другими. Сие означает глагол прелюбодеяния: ибо разделять сердце с другими, и не утверждаться в едином Боге, есть самый гнуснейший род прелюбодейства. Для избежания сего потребна чистота мысли, которая состоит в вере, в призывании Бога, в непорочности сердца, и в покорении Божиему слову. Кто сих добродетелей не имеет, и кто всем сердцем и всею душею не прилепляется к Богу, тот подобен жене прелюбодейке, которая, оставя своего мужа, творит грех с чужими. Таким образом Давид всех богоотступников нарицает прелюбодеями. Они погибают не токмо потому, что лишаются чрез сие Божией благодати, которая дает жизнь душе, но и потому, что Бог есть ревнитель, и души наши Себе уневестил: а потому наказывает вечною смертию всех тех, кои прелюбодействуют от толь благаго и купно сильнаго жениха. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 27-28 **Яко се, удаляющии себе от тебе погибнут: потребил еси всякаго любодеющаго от тебе. Мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование мое, возвестити ми вся хвалы твоя, во вратех дщере Сиони** Так как вне Бога живущие гибнут, то истинное благо - приближаться к Нему. Тогда человек получает "часть во век" ([[old:ps:072:26|ст. 26]]), т. е. вечную, неотъемлемую награду, которая остается и после его смерти, или - вечную жизнь. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко се, удаляющии себе от Тебе погибнут: потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе** Насколько спасительна и вожделенна близость к Богу, которой достигает человек чрез веру и добродетельную жизнь, в такой же мере противно и гибельно для него удаление от Бога, которое содевается неверием и греховной жизнью. Правая вера и искренняя любовь приближают к Богу и, наоборот, недостаток веры и любовь, обращенная к предметам видимого мира, а не к Богу, любовь не по заповедям Божиим, а деланная самим человеком и привязавшая его к чему-либо земному, – противны Богу и ведут человека к вечной погибели. Таково состояние человека в язычестве, где сердце человека отвращено от Бога и направлено к идолам, где заповеданную любовь к Богу и ближним человек как бы переделывает по своему вкусу и измышлению, обращает к идолам или вообще к предметам, недостойным любви и почитания, и таким образом он духовно любодействует, удаляя себя от любви Божией, чем и подвергает себя вечной погибели. Высоко ценя любовь Божию, псалмопевец говорит, что Господь Бог **истребит всякаго любодеющаго от Него**, т.е. идолослужителя и вообще нечестивого. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]