[<10>] ====== Толкования на Пс. 73:11 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Вскую отвращаеши руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего в конец** **Вскую отвращаеши руку Твою?** Для чего, говорит, прерываешь даяние благ, какими древле ущедрял нас, как бы из недра Своего? **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Вскую отвращаеши руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего в конець** Недро Божие – сокровище благ; а рука – деятельная сила. Почему не подаешь благ, как обычно Тебе, но отъемлешь руку от недра? Пророк говорит сие в переносном смысле, заимствовав образ речи с тех, у кого недро наполнено, и их просят, но не хотят они дать, отвращают же руку назад. ===== Евфимий Зигабен ===== **Вскую отвращаеши руку Твою, и десницу Твою от среды недра Твоего в конец** Надобно заметить, что выражение в конец, употребляемое во многих местах сего псалма, означает отвержение иудеев навсегда. Одно и то же называет здесь и рукою и десницею; а недро Божие есть сокровище благ, по словам //Феодорита//. Правая рука есть действие Божие, состоящее в подаянии благ. Почему мысль здесь такая: для чего, говорит, Ты, Господи, и ныне не сообщаешь нам Твоих благ, как сообщал оные прежде? Слова сии взяты в переносном значении и от подобия: потому что и тот, у кого пазуха (недро) наполнена благами, когда хочет удалить их кому либо, полагает руку свою в пазуху свою, берет и дает те блага, а когда прогневается и не хочет дать, отводит руку от недра своего. Некто говорит: Когда Бог промышляет, то рука Его износит из недра Его блага и дает нам, а недро есть сокровище благ. А когда не промышляет—не дает. //Ориген//: Когда ты чувствуешь, что ты удалился от Христа и полон грехов, то молись и говори: доколе Ты будешь отвращать руку Твою и проч. А рука, по словам //Евсевия//, находящаяся в недре (в лоне) есть Единородный, сущий в недре Отца, чрез которого Отец сотворил все. Ибо рука Твоя, говорит, произвела все сие. Его же отвращения боится псалмопевец. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Вскую отвращаеши руку твою и десницу твою от среды недра твоего в конец** Доселе молилися Израильтяне Богу, дабы обратил гнев Свой на врагов их, а здесь молятся, дабы принял их под покровительство Свое по-прежнему, и не лишил отеческия милости, аки бы сказали: Господи, не отрини нас от отеческаго **недра**, но приими под покровительство Твое, а нечестивых сих, надменно ругающихся Тебе, или истреби или, по крайней мере, усмири. Ибо доколе кроток пребываеши и явно **руки** Твоея из **недр** не изъемлеши, они не исправятся: понеже мнят, что Ты празден на небеси седиши. Яви убо, что Ты единым мановением истребить их можеши, кольми паче, когда **рукою** или перстом двигнеши. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Вскую отвращаеши руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего в конец** Будет ли это вечно (**в конец**) продолжаться? **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Вскую отвращаеши руку твою и десницу твою от среды недра твоего в конец** //Доколе, Господи, Ты будешь отклонять руку Твоей помощи// //"Из среды недра Твоего порази"// врагов. Недро - пазуха, близкое место к сердцу. Порази от сердца, по желанию и полной заслуженности кары, так как враги, осквернивши святыню, являются врагами и Господа, оскорбляющими Его. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Вскую отвращаеши руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего в конец** **Недро** – значит «лоно, пазуха». **Недро Божие** – это вместилище благости и милости Божией, из которого изливается всякое благо на людей (по человекообразному представлению). Когда Господь желает явить милость Свою, Он простирает руку в пазуху (антропоморфизм) и «//исполняет всякое животное благоволения//» [[old:ps:144:16|(Пс. 144:16)]], когда же не благоволит к грешникам, прогневляющим Его, тогда отвращает десницу Свою **от среды недра Своего,** и они лишаются милости Божией. Выражения: **в конец и до конца** – неоднократно повторяются в этом псалме [[old:ps:073:01|(ст. 1]], [[old:ps:073:03|3]], [[old:ps:073:10|10-11]] и [[old:ps:073:19|19)]] и имеют значение вечного, или окончательного, определения воли Божией. В этом стихе верные израильтяне устами псалмопевца выражают пред Богом молитвенную скорбь свою о том, зачем Бог, во гневе Своем, отвратил от них прежнее отеческое благоволение и оставляет их беззащитными, а также и опасение, не продлится ли этот гнев Его навеки (**в конец**)! Или же словами сего стиха верующие молят Бога, как и в предыдущем стихе, о том, чтобы Он поразил и усмирил врагов их: для чего Ты, Господи, говорят они, отклоняешь **руку Твою** и почему десницею Твоею не поразишь в конец нечестивых, надменно поносящих имя Твое? //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]