[<10>] ====== Толкования на Пс. 74:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Егда прииму время, аз правоты возсужду** **Аз правоты возсужду.** Это говорит Спаситель, внимая обету Апостолов. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Егда прииму время, аз правоты возсужду** См. Толкование на [[old:ps:074:02#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 74:2]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Егда прииму время Аз правоты возсужду** Сей стих находится и в [[old:ps:009:start|9]]-м псалме. Чудесами здесь называет благодеяния Божии и победы над врагами. Выражение: егда приму время, некоторые соединяют с предыдущими словами так: тогда я буду рассказывать о чудесах Твоих, когда получу для сих рассказов время, то есть, когда получу свободу от врагов. Впрочем лучше соединять его с следующими словами. Ибо сие сказывается от лица Христа, говорящего: не малодушествуйте оттого, что Я не осуждаю язычников. По словам //Исихия//: когда (говорит Христос) получу время суда, тогда буду судить праведно обижающих и обижаемых. А выражение: прииму, надобно понимать благочестиво так, что Христос, как Бог, не получает времени ни от кого другого, кроме самого Себя, или, как человек, Он получает его от Божества. Слова //Исихия//: Заметь хорошо, что исповедание принадлежат многим, а рассказывать чудеса Божии одному из многих, исповедающемуся и призывающему, ибо первое относит к многим лицам. //Aфaнacий// говорит, что Апостольский лик обещается говорить о чудесах Божиих, освободившись от гонителей (в изд. Своде). Слова //Григория Богослова//: Когда получу время, правоты рассмотрю, показывая, что есть время, как всему прочему, так и рассуждению о правотах Богословия. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Егда прииму время, аз правоты возсужду** Сия суть словеса Господа Бога, верховнаго Судии всех, Который, подтверждая слова праведных, обещает, что Он в свое **время** воздаст им должныя почести, а нечестивым, не исповедующим и не призывающим Его, наказание. **Егда**, глаголет, **прииму время, Аз правоты возсужду**. Судить **правоты** означает здесь то же, что дела, в безпорядке находящияся, приводить в лучшее состояние, якоже Павел глаголет: //праведно у Бога, воздати скорбь оскорбляющим, а оскорбляемым отраду//[[new:2sol:01:06| (2Фес. 1:6)]]. Сими словами напоминает Апостол, чтоб мы терпеливо сносили скорби, понеже приидет **время** праведнаго мздовоздаяния. Впрочем, не должно удивляться, что Пророк вводит здесь лице Самого Бога, взаимно ответствующаго молитвам верных. Ибо таковое лиценаведение гораздо сильнее трогает сердце, нежели как бы просто сказал Пророк, что Бог некогда отмстит за Свою церковь и разсеянную паки соберет. Вся же сущность слов в том состоит, что хотя Бог верным Своим не вдруг помогает, однако же никогда не забывает их, но награду, которая всегда готова, отлагает на **время**, дабы самое ожидание во всех бедствиях подкрепляло и утешало. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Егда прииму время, аз правоты возсужду** Ты изрек уже: **егда иму время** и пр., т.е. когда наступит определенное время, Я подвергну нечестивцев страшному наказанию. Приведенное здесь изречение, должно быть, заимствовано из неизвестного пророчества (Исайи). «Когда Я выберу время», назначу, определю известное время для суда, тогда и пр.; это определенное время, по мнению псалмопевца, теперь уже, когда нужда достигла крайней степени, наступило, поэтому он с уверенностью рассчитывает на содействие Божие против врагов Израиля. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-4 **Егда прииму время, аз правоты возсужду. Растаяся земля и вси живущии на ней, аз утвердих столпы ея** //Ты сам обещаешь назначить время для суда над врагами// В 3-4 ст. представляется говорящим Бог. Он произнесет Свой суд в назначенное Им время и суд справедливый, когда воздастся каждому то, что он заслуживает. На кого должна излиться кара Божия, видно из последующих слов, //"Земля колеблется"//, т. е. все жители Иерусалима пришли в трепет при появлении грозных и многочисленных полчищ Сеннахирима. Господь //"утвердит столпы ее"//, не даст врагам расшатать могущество и силу Иудеи. Так как //"столпами"// Иудеи, на которых покоилось ее величие и значение, было имя Иеговы, то утвердить столпы, значит - не дать в посмеяние этого великого имени и держащихся его. Известно, что Рапсак, полководец Сеннахирима, издевался над верой евреев в Иегову. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 3–4 **Егда прииму время, Аз правоты возсужду. Растаяся земля и вси живущии на ней, Аз утвердих столпы ея** Слово **земля** употреблено здесь не в собственном смысле, а в значении собирательной единицы, как и во многих других местах [[old:ps:067:09|(Пс. 67:9]], [[old:ps:071:19|71:19]]), посему и выражение **растаяся земля** нужно понимать в переносном смысле: народы и царства земные смутились от страха, пришли в состояние расстройства и политического расслабления. В таковом же, переносном, значении употреблено последующее изречение: **аз утвердих столпы ея**. **Столпы земли** – то же, что: «устои, законы и власти, установленные в государствах». Время царствования Сеннахирима было временем высокого могущества Ассирийского царства, которое угрожало лишением самостоятельности многим соседним с этим царством странам и царствам земным (см. [[old:4ts:18:33|4 Цар. 18:33–35]]; [[old:is:36:18|Ис. 36:18–19]]). Таким образом, вслед за изъявлением намерения и желания иудеев исповедать имя Бога своего и возвестить о чудесах Его [[old:ps:074:02|(ст. 2)]], и Сам Господь, устами псалмопевца, как бы отвечает на исповедание Своим Божественным словом: **Егда прииму время**, т.е. когда наступит предназначенное Мною время (а оно скоро наступит), Я восстану и произведу праведный суд (**Аз правоты возсужду**, как и в [[old:ps:009:09|Пс.9:9]]). Вся земля пришла в расстройство (**растаяся**); Ассирийское царство своими воинственными набегами и захватами навело страх на всех живущих на земле, но вот Я открою суд Свой и воздам каждому по достоинству и тогда утвержу (**утвердих**) **столпы ея**, т.е. снова установлю твердый и надлежащий порядок на земле. Св. отцы (Василий Великий, Афанасий Александрийский) под **столпами**, в пророческом смысле, разумеют здесь апостолов, которые косневшие в нечестии и идолопоклонстве народы утвердили в Христовой вере [7, с. 59о; 3, с. 254]. Так и апостол Павел называет их (см. [[new:gal:02:09|Гал. 2:9]]), т.е. **столпами** Церкви. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]