[<10>] ====== Толкования на Пс. 74:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Рех беззаконнующым: не беззаконнуйте, и согрешающым: не возносите рога** **Рех беззаконнующим: не беззаконнуйте.** С этих слов Апостолы начинают предлагать совет свой людям, чтобы положили конец нечестию, и уничижают народ иудейский за гордость его, возвышают же уверовавших язычников за их смиренномудрие. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Рех беззаконующим, не беззаконнуйте: и согрешающим, не возносите рога** Ибо из всех недугов самый жестокий не только грешить, но и величаться этим. ===== Евфимий Зигабен ===== **Рех беззаконнующым: не беззаконнуйте, и согрешающым: не возносите рога** Поелику, как мы сказали, имеет быть суд; то посему Давид, свидетельствуя о нем беззаконным, говорит: я сказал им: не живите беззаконно, и согрешающим сказал: не поднимайте рога, то есть: не хвалитесь и не гордитесь вашими грехами, как великими доспехами, ибо хвалиться грехами—это знак крайнего неразумия. А беззаконно живущими и согрешающими называет совершенно одних и тех же. здесь должно заметить, что во многих местах под рогом разумеется иногда сила, а иногда хвастовство, потому что и животные, имеющие рога, в них имеют свою силу и ими величаются и гордятся. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 5-6 **Рех беззаконнующым, не беззаконнуйте: и согрешающым, не возносите рога. Не воздвизайте на высоту рога вашего и не глаголите на Бога неправду** Пророк, представя пред очи верных Божий о них промысл, здесь обращается к нечестивым, обвиняет их безумие и торжествует над их гордостию. Сие святое над нечестивыми торжество зависит от онаго суда, о котором выше в лице **Бога** предвозвестил. Ибо верные, будучи удостоверены о правосудии **Бога**, не престают хвалиться даже и посреде жесточайших гонений. Они еще с презрением смеются усилиям нечестивых, повелевают им престать от безумия и тем доказывают, что они тщетно мятутся подобно беснующимся людям, коих неистовство низвергает в стремнины и погибель. Здесь заметить должно, что Пророк причиною безумия поставляет гордость, что и весьма справедливо. Ибо люди никогда бы так стремительно не падали, ежели бы не ослеплялися гордостию и не присвояли себе чрез меру много. А понеже недуг сей неудобь искореняется из сердец человеческих, сего ради Пророк двоекратно повторяет: **не возносите рога, не воздвизайте на высоту рога вашего**. Потом увещавает, дабы нечестивые не говорили надменно. Сие бо под именем: ожесточенныя выи разумеет: понеже гордые люди обыкновенно, возвыся выю, угрозы свои изблевывают. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Рех беззаконнующым, не беззаконнуйте: и согрешающым, не возносите рога** Напоминая эту угрозу, псалмопевец от имени народа обращается теперь к врагам с предостережением, чтобы они отстали от своей неправды и своей богохульной гордости, потому что хвастовство своею силою не принесет никакой пользы. **Рех** – говорю, взываю к ним. **Возносить рог** (символ власти) – полагаться на свою силу, хвастаться ею; враги сравниваются с необузданными буйволами, которые гордо подымают вверх голову свою и потрясают ею. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Рех беззаконнующым, не беззаконнуйте: и согрешающым, не возносите рога** //Поэтому я говорю нечестивым, чтобы они не оскорбляли Бога, так как Он напоит их из чаши гнева, а праведник будет тогда восхвалять Госпо//да //"Безумствующие"// - ассирияне, богохульно относившиеся к Иегове. - //"Не поднимайте рога"// - не думайте много о своей силе и непобедимости. Рог символ силы. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 5–7 **Рех беззаконнующим, не беззаконнуйте: и согрешающим, не возносите рога. Не воздвизайте на высоту рога вашего и не глаголите на Бога неправду: яко ниже от исход, ниже от запад, ниже от пустых гор** **Рех** значит: «я сказал», **беззаконцующим и согрешающим** – это относится к одним и тем же ассириянам. **Рог** значит: «сила, крепость, могущество» (о происхождении сего слова и его переносном значении см. в объяснении [[old:ps:017:start|Пс. 17]] и [[old:ps:043:06|Пс. 43:6]]). **Возносить рог свой** значит «надеяться на свою силу», также – «гордиться силою и хвалиться ею». Так как Бог изрек Свою волю о возстании на суд и об утверждении пошатнувшихся оснований (//столпов//) земли [[old:ps:074:03|(ст. 3–4)]], т.е. законов и властей в покоренных и ниспровергнутых царствах земных, то псалмопевец, от имени народа, напоминая врагам его эту Божественную угрозу, обращается к ним с предостережением, чтобы они отстали от своей неправды и от своей богохульной гордости, потому что хвастовство своею силою не принесет никакой пользы. Он говорит, что напрасно нечестивые беззаконники думают разорить Иерусалим до основания: напрасно радуются тому, что иудеи, по их мнению, со всех сторон лишены помощи. Они не знают или забывают, что судьба всех народов, как и судьба одного человека, зависит от всемогущества Божия. **Не беззаконнуйте**, говорит, и **не воздвигайте на высоту рога вашего**, т.е. не надмевайтесь вашими успехами **и не глаголите на Бога неправду**, т.е. не говорите, что Он оставил мир без Своего промышления. Не думайте также об иудеях, что им неоткуда получить помощь. Враги думали, что иудеи со всех четырех сторон окружены неприятелями, и потому не могут надеяться на помощь соседей. И действительно, с севера финикияне и сирийцы, с запада идумеяне и филистимляне, с востока аммонитяне, а с юга египтяне постоянно враждовали на Иудею. Как бы опровергая это мнение нечестивых врагов иудейского народа, псалмопевец говорит: не думайте, что иудеи не имеют никакой помощи. Спасительная помощь, которой ожидает Израиль, не есть какая-либо земная помощь: ему поможет не народ какой-либо с востока (**ниже от исход** – от восхода солнца) или запада (**ниже от запад**), или юга и севера (**ниже от пустых гор** – с горных пустынь Аравии и Ливана), – но Сам Бог, всемогущий и праведный Судия [[old:ps:074:08|(ст. 8)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]