[<10>] ====== Толкования на Пс. 74:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит** **Этого смиряет, и этого возносит.** Как добрый судия, смиряет нечестивых, возносить же смиренных сердцем. Должно же понимать это о двух народах, разумею Иудеев и уверовавших язычников. Ибо первые смирены за высокомерие, а вторые вознесены за смиренномудрие. //Той поставляет цари и преставляет// ([[old:dan:02:21|Дан. 2,21]]), //воздвизает от земли нища и от гноища возвышает убога// ([[old:ps:112:07|Пс. 112,7]]). Он, смирив тех, которые от обрезания, возвысил тех, которые от язычников. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит** См. Толкование на [[old:ps:074:07#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 74:7]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко Бог Судия есть: сего смиряет и сего возносит** Бог, говорить, есть истинный и праведный Судия: потому что Он знает все и знает, прежде, нежели что либо получило бытие, по словам Сосанны, и одного из людей унижает, а другого возвышает, по своему усмотрению, соразмерно делам каждого, а равно и соответственно праведному Его суду. Слова //Исихия//: Господь делает нищим и богатым, смиряет и возвышает [[old:1ts:02:07|(1Цар. 2,7)]], впрочем не без причины, но чтоб испытать иных богатством, а других бедностью. //Афанасий//, изъясняя это в высшем смысле, говорит: унизив обрезанных, возвысил язычников. Слова //блажен. Августина// из 29-й главы рассуждений его, где он обращается к Богу: лучше же Ты сам во всем, и все сие в Тебе. Ибо всемогущество Твое объемлет все и никто не может убежать от Твоей власти, ибо кто не искал к себе Твоей милости, тот не может избежать и Твоего гнева, так как ни от востока, ни от запада (т. е. как написано здесь), ни от пустых гор. Ибо Бог судья есть. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит** См. Толкование на [[old:ps:074:07#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 74:7]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит** См. Толкование на [[old:ps:074:07#ep_irinej_orda|Пс. 74:7]] ===== Лопухин А.П. ===== **Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит** См. Толкование на [[old:ps:074:07#lopuxin_ap|Пс. 74:7]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 8–9 **Яко Бог Судия есть: сего смиряет, и сего возносит. Яко чаша в руце Господни, вина нерастворена исполнь растворения, и уклони от сея в сию: обаче дрождие его не истощися, испиют вси грешнии земли** Все зависит, говорит псалмопевец, от всемогущества и правосудия Божественного. Господь Бог одного **смиряет**, т.е. унижает, а другого возвышает, **возносит**. Чтобы сильнее и выразительнее представить сию истину, псалмопевец употребляет подобие, бывшее в обыкновении у древних и состоявшее в том, что хозяин или начальник пира (в Евангелии он назван //архитриклином//) [[new:in:02:08|(Ин. 2:8–9)]], угощая своего гостя вином, имел право требовать, чтобы гость пил столько, сколько угодно хозяину. Перенося этот обычай на действия Промысла Божия, псалмопевец говорит, что Господь Бог держит в руках чашу вина крепкого (**нерастворена**) и чистого и, растворяя его по Своему усмотрению, дает из нее пить, уклоняя ее то в ту, то в другую сторону. Эта чаша вина означает судьбы Божии. Господь Вседержитель, по неисповедимым судьбам своим, иногда тот, иногда другой народ наделяет счастьем или подвергает бедствиям. Но в чаше Господней остаются **дрождие** («осадок, отстой» (ц.слав.). – Ред.), которые никогда не истощаются, и они уготованы для всех грешников на земле. Этими словами выражается та мысль, что сила Божия в управлении народами и царствами земными не истощается, что Промысл Божественный хотя и смягчает определенные Им тому или другому народу наказания, хотя и растворяет вино в чаше (**исполнь растворения**), но Он никогда не оставит своих действий и не попустит, чтобы жизнь народов развивалась, возрастала и усиливалась независимо от Его святых намерений и предначертанных целей. И потому нечестивые не должны гордиться своими успехами, для них остались еще **дрождие**, – и они **испиют** чашу горести в свое время. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]