[<10>] ====== Толкования на Пс. 75:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **В конец, в песнех, псалом Асафу, песнь ко Ассирианину** //Содержание:// И этот псалом имеет одинаковое содержание с псалмом предыдущим, потому что и он описывает Божественный суд. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **В конец, в песнех, псалом Асафу, песнь ко Ассирианину** См. Толкование на [[old:ps:004:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 4:1]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **В конец, в песнех псалом Асафу, песнь ко Ассирианину** Прибавления: //«ко Ассирианину»// не нашел я в ексаплах, но есть оно в других списках. Содержание же псалма следующее: он предвозвещает события при Сеннахириме, и наказание, которому подверглось воинство его. ===== Евфимий Зигабен ===== **В конец, в песнех. Псалом Асафу, песнь ко **(на)** Ассирианину** Слова //Феодорита//: Прибавления: к Ассирианину, я не нашел в шестистолбцовом творении Оригена, но только в некоторых списках его. А о значении шестистолбцового мы сказали в главе 3-й предисловия. Мы сказали в самом начале, что в псалмах надпись: «в конец», означает пророчество и учит нас взирать на исполнение его. Посему и здесь выражение: «в конец», значит пророчество, по изъяснении евреев, об истреблении царя Ассирийского—Сеннахерима, а по разумению христиан—о погублении демонов, служителей мысленного Сеннахерима-диавола. Иначе, по словам //Афанасия// и //Евсевия//, сей псалом надписывается: к концу, поелику говорит о конце миpa, то есть, о будущем суде. Он же надписан и: в песнях, потому что этот псалом есть благодарственный Богу за победу над ассирианами. Далее об Aсафе и о песни мы сказали в предисловии. Надписывается также на ассирианина вместо: на обстоятельства Ассирианина Сеннахерима. Замечай при сем, читатель, и то, что Святый Дух с историею иудейскою соединил истины учения христианского, чтобы в одно и то же время утешить и еврея, в низшем смысле принимающего слова сии, и доставить радость христианину, высоко понимающему оные. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **В конец, в песнех, псалом Асафу, песнь ко Ассирианину** Надписание и содержание: по силе последних слов, в надписи положенных, **песнь** ко **Ассирианину**, которых в Еврейском тексте нет, блаженные отцы, Феодорит и Евфимий, мнят, что в сем **псалме** описывается победа, которую одержал благочестивый Израильский царь Езекия над Сеннахиримом, царем Ассирийским; а в смысле высочайшем без сомнения проповедуется здесь победа людей избранных, которую одерживают они над всеми врагами, как видимыми, так и невидимыми. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **В конец, в песнех, псалом Асафу, песнь ко Ассирианину** По надписанию LXX и в Вульгате, псалом этот относится к поражению ассириан (**ко Ассирианину**), очевидно, тому, какое происходило при Сеннахериме [[old:ps:037:start|(Пс. 37,]] [[old:ps:036:start|36)]]; это неоспоримо подтверждают и внутренние основания (ср. [[old:is:45:start|Ис. 45)]]. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **В конец, в песнех, псалом Асафу, песнь ко Ассирианину** Этот псалом является прямым дополнением предыдущего. В первом налагалась угроза врагам Иерусалима, а здесь описывается исполнение этой угрозы, когда Господь сделался "ведом" всюду, имя Его стало великим ([[old:ps:075:02|ст. 2]]), когда многочисленные враги погибли ([[old:ps:075:06|ст. 6-7]]) и земля успокоилась ([[old:ps:075:09|ст. 9]]) благодаря чудесной помощи Бога ([[old:ps:075:10|ст. 10]]). Описания псалма совпадают с описанием гибели под Иерусалимом ассириян, изложенным в [[old:4ts:19:start|4 Цар 19 гл.]] У 70-ти и в Вульгате в надписании сделана прибавка "к Ассириянину". ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **В конец, в песнех, псалом Асафу, песнь ко ассирианину** Особенность сего надписания составляют последние слова его: **песнь к ассирианину**, – которые ясно указывают на отношение сего псалма к бывшему при царе Езекии асссирийскому нашествию на Иудею. Но и помимо этого внешнего свидетельства, указывающего на время происхождения сего псалма, он, по самому содержанию своему, представляет много ясных признаков отношения его обстоятельствам Сеннахиримова нашествия на Иудею и во многом очень близко соприкасается с историею сего события, как она изложена в 4-й книге Царств [[old:4ts:18:37|(4 Цар. 18:37]], [[old:4ts:19:01|19:1–37),]] во 2-й книге Паралипоменон [[old:2par:32:01|(2 Пар. 32:1–23)]] и у пророка Исайи [[old:is:36:start|(Ис. 36]] и [[old:is:37:start|37)]]. Все это видно будет из рассмотрения и объяснения самого псалма, о котором и можно потому сказать, что он, равно как и предшествующий ему [[old:is:36:|74-й]] псалом, составлен одним из потомков Асафа (**псалом Асафу**), в царствование Езекии, по случаю избавления Иерусалима от бывшего тогда ассирийского нашествия, и воспет был (**в песнех**) Асафовым хором, в благодарность Богу за совершенное Им чудесное истребление пред самым Иерусалимом могущественного ассирийского воинства, как о том незадолго предсказано было Исайей [[old:is:30:29|(Ис. 30:29–32)]]. По словам св. Афанасия Александрийского, «сей псалом имеет одинаковое содержание с псалмом предыдущим, потому что и он описывает Божественный суд» [3, с. 256]. Главная разница в содержании предыдущего псалма [[old:ps:074:start|(Пс. 74)]] состоит в том, что он прославляет Бога Иаковлева в ожидании скорого суда Его над беззаконными, еще прежде совершения чудесного избавления Иерусалима, вслед за предсказанием о том Исайи пророка, тогда как сей (75) псалом выражает благодарность Богу и прославление Его за совершенное уже избавление. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]