[<10>] ====== Толкования на Пс. 75:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Тамо сокруши крепости луков, оружие и мечь и брань** **Тамо сокруши крепости луков.** Разумеет под этим сопротивные силы, которые сокрушатся, когда Святые достигнут того, что вселятся в тамошние обители. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Тамо сокруши крепости луков, оружие и мечь и брань** Пред стенами градскими, говорит Пророк, истребив вместе тяжело вооруженных воинов и стрельцев и щитоносцев, вовсе безполезными соделал их оружия. ===== Евфимий Зигабен ===== **Тамо сокруши крепости луков, оружие и меч и брань** Слова сии в историческом отношении сказаны о погибели и истреблении Ассириан. Там—значит: на Сионе. Сокрушил силы луков: оружием называет здесь не оружие поражающее врагов, но предохранительное, которым защищаемся от поражения, каковы: щит, латы, шлем и подобное тому, от которых воин носящий их получает название щитоносца и другие, для различия от неимеющих таковых. Мечем называет саблю. Прежде других упомянул о луках, потому что Ассириане большею частью сражались луками; потом оружием назвал охранительное оружие (бронью); а мечем выразил всякое военное оружие. Наконец поставил самую брань, для которой все означенные оружия приготовляются, которой они служат снарядами и орудиями. В высшем и созерцательном смысле луки суть коварства и ухищрения, посредством которых демоны пускают разжженные стрелы страстей. Охранительное у диавола оружие и власть врага над нами есть попущение Божие; потому что когда он попущением Божиим получит власть наказывать нас, тогда он и не чувствует и не побеждается, хотя мы сражаемся и поражаем его. Острый меч диавола есть отлучение наше от Бога, которому подвергаемся за грехи наши. Брань есть борьба производимая против нас диаволом, или и сам диавол. Ибо как Бог есть мир, так противник Его диавол есть брань. Все сие впрочем уничтожил Бог в человеке мирном и наблюдающем ухищрения врага, как мы сказали прежде. Ибо Господь, говорит, сокрушает брани ([[old:ps:002:05|Псал. 2,5]];[[old:ps:003:start|3]]). Слова //Афанасия//: Сими словами указываете на противные силы, которые сокрушатся, когда Святые получать тамошние обители, чтобы в них жить. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Тамо сокруши крепости луков, оружие и мечь и брань** Здесь начинает описывать победу, одержанную над Ассирианами, о которых в начале псалма упомянул. История сея победы повествуется в четвертой книге Царств, [[old:4ts:19:start|гл. 19]], где читаем, что Бог избавил Иерусалим от нападения царя Сеннахирима без всякаго вооружения со стороны Иудеев. Ибо Ангел Господень в едину нощь избил сто осмьдесят пять тысящ Ассириан, и сим образом сокрушил Бог **крепость луков**, **оружия** и стрел. Сей есть буквальный разум стиха сего: в духовном же и высочайшем смысле под именем **луков, оружия и мечей**, означаются искушения демонов, и гонения человеков, також различные виды, коими прикрывают себя духовные враги наши, егда воюют на нас. Но верные раби Господни, при всесильной помощи Божией, все сии оружия сокрушают, и светлыя над врагами одерживают победы, как явствует из истории святых мучеников. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 4-5 **Тамо сокруши крепости луков, оружие и мечь и брань. Просвещаеши Ты дивно от гор вечных** Из этих двух фактов, по мнению псалмопевца, с необходимостию вытекало поражение неприятеля, изображаемое в ст. 4; потому что Бог не мог предать уничтожению народ Свой, которому Он столь часто оказывал помощь, и город, где Он Сам обитал. Поэтому Он сокрушил там, т.е. пред стенами этого Иерусалима (**тамо**), военную силу ассириян, когда в лице Своего истребляющего ангела сходил с небесных высот как бы в огне (**просвещаеши**) на горы и привел в смятение ослепленных врагов. **Просвещаеши Ты**, т.е. Ты являешься возвышеннее, могущественнее самых сильных народов (**горы**; ср. [[old:ps:045:start|Пс. 45)]], которые входят на разграбление других и приобрели массу добычи (ассирияне). Когда Бог идет на суд (здесь идет Он в лице ангела, который является Его представителем), то идет в свете блистания [[old:avm:03:04|(Авв. 3:4,]] [[old:avm:03:11|11)]]; так шел Он и в настоящем случае (**просвещаеши**); в блеске света Он сошел с небесных высот на горы в долину, где находился ассирийский стан. **Горы вечныя** [[old:avm:03:06|(Авв. 3:6)]], которые стоят, так сказать, уже вечность; в начале созданы Богом и нисколько не изменились; разумеются самые высокие горы. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 4–5 **Тамо сокруши крепости луков, оружие и мечь и брань. Просвещаеши Ты дивно от гор вечных** Словом **тамо**, по связи с предыдущим, указывает на место действия, т.е. под стенами Иерусалима и под святыней Сиона, – Господь чудесным образом сокрушил все смертоносные и уготованные для брани орудия врагов и мечи, и копия, и стрелы (**крепости**)** луков**, – чем прекратил и самую брань. Заводя речь о сем дивном поражении врагов чрез ангела, посланного с небес, псалмопевец приходит в восторженное состояние духа и называет далее небеса вечными горами, с которых является просвещение для людей. **Просвещаеши Ты дивно от гор вечных**, по переводу с еврейского эти слова читаются так: «Ты славен, могущественнее гор хищнических», т.е.: Ты являешься возвышеннее, могущественнее самых сильных народов (гор, как в [[old:ps:045:03|Пс. 45:3]], [[old:ps:045:07|7]]), которые идут на разграбление других и приобрели множество добычи (как ассирияне). В виде ангела и в блеске света, столь обычном при явлении ангелов, Господь сошел с небесных высот на горы и с них – в долину, где находился ассирийский стан. **Горы вечные** (см. [[old:avm:03:06|Авв. 3:6]]), которые стоят неизменно как бы целую вечность (//от начала веков//), – под ними разумеются самые высокие горы. Блж. Феодорит от имени псалмопевца говорит: «на горах наших, предав неприязненных в добычу смерти, всем явил Себя неизмеримо великим и славным. Ибо чудом сим просвещаешь неведущих и научаешь, Кто Ты» [6, с. 361]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]