[<10>] ====== Толкования на Пс. 75:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Смятошася вси неразумнии сердцем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша вси мужие богатства в руках своих** См. Толкование на [[old:ps:075:05#svt_afanasij_velikij|Пс. 75:5]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Смятошася вси неразумнии сердцем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша вси мужие богатства в руках своих** **«Смятошася вси неразумнии сердцем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша»**; потому что, превознесшись против Тебя мыслию, подверглись внезапному смятению по неразумию души. Думая предаться сну небоязненно, обманулись в надежде. Ибо за сном последовала смерть. Сие показывает и история; потому что возстав нашли одни мертвыя тела. **«Вси мужие богатства в руках своих».** А //Симмах// перевел так: все мужи крепкие руками своими; то есть, ни сколько не помогла им сила рук, которою надеялись расхитить богатство всех. И показывая, что ни малой не получили от сего, пользы Пророк присовокупил. ===== Евфимий Зигабен ===== **Смятошася вси неразумнии сердцем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша вси мужие богатства в руках своих** **Смятошася вси неразумнии сердцем; уснуша сном своим и ничтоже обретоша** Все, говорит, ассириане, осаждавшие Иерусалим, нечаянно убитые ангелом, смутились, не зная, откуда постигла их такая смерть. Называет их неразумными, как богопротивников и не знавших истинного Бога. Уснули они, говорит, в надежде, что возьмут Иерусалим. Но, пробудившись, не нашли ничего такого, чего надеялись, то есть, надежды их оказались ложными. Можно понимать это и иначе, что осажденные иудеи, видя ассирйцев вокруг Иерусалима, и не понимая силы Божией, смутились. Это замечаете и история, то есть, [[old:4ts:18:start|18]]-я глава 4-й кн. Царств. Потом заснули в ожидании, что ассириане пленят их, но проснувшись рано, не нашли ничего подобного, ибо в ту ночь из врагов их ассириан умерщвлено ангелом Божиим 185 тысяч, где слово: сердцем, излишне, по свойству еврейского языка, или означает высшую степень неразумия. **Вси мужие богатства в руках своих** Слова: мужи богатства, сказаны околично, вместо: богатые, по словам //Оригена//, как говорится: мужи кровей, вместо: кровожадные. Итак Давид говорит, что ассириане думали, что на следующий день они будут иметь почти в руках своих всех богатых Израильтян. Или напротив должно понимать так, что все богатые ассириане были схвачены руками находившихся в осаде иудеев, как найденные мертвыми, и ими ограбленные. В высшем смысле: Те, которые, говорит, не приняли просвещения от Духа, будут, когда откроется суд Божий, в смятении и волнении; ибо, как говорить //Афанасий//, предавшиеся в жизни лености и нерадению во время суда Божия оказались неимеющими ничего в руках своих, хотя никогда в смертной жизни были богаты. Ибо как могли найти то, чего не сделали? ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Смятошася вси неразумнии сердцем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша вси мужие богатства в руках своих** См. Толкование на [[old:ps:075:05#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 75:5]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Смятошася вси неразумнии сердцем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша вси мужие богатства в руках своих** Они стали добычею смерти, не удовлетворивши своей жажды к добыче (**мужие богатства**), стали добычею силою Божественного гнева. **Неразумнии сердцем** – духовное ограбление, лишение мужества, страх (**смятошася**). Неразумие здесь – безумное намерение завоевать город Божий. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Смятошася вси неразумнии сердцем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша вси мужие богатства в руках своих** //"Крепкие сердцем"// - мужественные и храбрые враги. - //"Уснули сном своим"// - непробудным, т. е. мертвым. - //"Не нашли все мужи силы рук своих"// - гибель их была неожиданной и непредотвратимой, у них не было средств бороться с нею, и их личная отвага и военное искусство оказались бесплодными в борьбе с повелением Господа. В эту ночь погибло 185 тыс. ассириян. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 6–7 **Смятошася вси неразумнии сердцем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша вси мужие богатства в руках своих. От запрещения Твоего, Боже Иаковль, воздремаша вседшии на кони** **Неразумныи сердцем** – то же, что «ослепленные страстию», – так названы здесь ассирияне за то, что безумно намеревались завоевать город Божий. **Мужами богатства** названы здесь те же ассирияне, в том смысле, что, надеясь на воинскую добычу, они только и думали об обогащении и, с разрушением Иерусалима, рассчитывали на приобретение еще большего богатства; но они ошиблись в этих расчетах и **ничтоже обретоша в руках своих**, пошли с пустыми руками. Даже и те из них, которые садились на коней, составляли конное войско (**вседшии на кони**), от строгого суда Божия (**от запрещения Твоего**) **воздремаша**, т.е. подверглись такой скоропостижной смерти, которая подобна скорому и легкому сну задремавшего человека. Все те гордые и самонадеянные ассирияне, которые готовы были напасть на Иерусалим, чтобы пленить и разграбить его, при виде ангела-истребителя, сами пришли в великое смятение (**смятошася**) и вдруг уснули сном своим, который послан был на них от Бога по праведному суду Его, так что, надеясь еще более обогатиться, они после внезапной своей смерти, быв низвержены во ад, ничего не нашли в руках своих. Таково буквальное и историческое понимание рассматриваемых стихов. Но можно им дать и другое объяснение, в высшем нравоучительном смысле. Встречается немало людей неразумных сердцем, которые до такой степени привязаны бывают к земным временным благам, что презирают святых, ни во что вменяющих те блага. И в таком ослеплении они проводят все время земной жизни, постоянно стремясь к обогащению. Но когда настанет конец временной жизни и приблизится час смертный, тогда они, эти **мужие богатства, ничтоже обрящут в руках своих** из тех временных благ, к которым так были привязаны. Тогда познают, но уже поздно, что блага мира сего не суть истинные блага, а только мечта и прелесть, от которых никакой нет пользы или приобретения пристрастившимся к ним, кроме угрызения совести и вечных мук. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]