[<10>] ====== Толкования на Пс. 75:7 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **От запрещения Твоего, Боже Иаковль, воздремаша вседшии на кони** По произнесении справедливого над ними приговора, предались они как бы сну и оцепенению, то есть, не в силах были поднять главу. Кто же это, как не **вседшии на кони**? Конями божественное Писание, обыкновенно, называет безмерно склонных к удовольствиям, по сказанному: //кони женонеистовни сотворишася, кийждо к жене искреннего своего ржаше// [[old:ier:05:08|(Иер. 5,8)]]. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **От запрещения Твоего, Боже Иаковль, воздремаша вседшии на кони** По мановению Твоему немедленно пали кичившиеся тем, что знают искусство править конями. Словом: //«воздремаша»// Пророк изобразил скоропостижность смерти. Как дремлющий захотев легко засыпает; так и они прияли скорый конец жизни. ===== Евфимий Зигабен ===== **От запрещения Твоего, Боже Иаковль, воздремаша вседшие на кони** Запрещением Давид называет суд Божий на ассириан; а дреманием бессилие или расслабление телесной силы. Ибо естественно сон расслабляет телесные силы. Всадниками на конях называет ассириан; потому что они надеялись победить своею конницею, почему тот же Давид и в другом месте сказал: они на колесницы, они на кони [[old:ps:019:08|(Псал. 19,8)]]. Слова //Феодорита//: Выражением: воздремали, указывает на легкость смерти, ибо как дремлющий, когда захочет, легко заснет, так и они получили скорый конец жизни. Слова //Оригена//: Если хочешь видеть, что сон души различается от естественного телесного сна, то увидишь, что у многих людей, которые не сохраняют сего наставления: не дай сна очам твоим, также: восстань спящий, – души спят. Они то не нашли ничего, потому что спящий не находит ничего. Он же говорит, что в созерцательном смысле колесницы и кони душ суть тела. Те, которые, по словам //Афанасия//: не восседали на своих конях, т. е. невоздержных телах, с умом, но неудержимо стремились к удовольствию, когда был произнесен на них Божественный приговор, преданы как бы сну, или бесчувствию, т.е. не могли подняться. Некоторые, согласно с //Оригеном//, заметили, что в священном Писании всадник (επιης) принимается в худую сторону. Так сказано у Захарии: поражу всякого коня и всадника; и у Моисея: коня и всадника ввергнул в море, а ездок (на конях) –в хорошую сторону. Так Елиссей говорит к Илии: Отче! Колесница Израиля и ездок его; и Аввакум в молитв ко Спасителю: езда Твоя спасение! Итак, кто восседит в теле с умом и, господствуя над удовольствиями его, правит, куда хочет, и удерживает все узды пожеланий; тот не таков всадник, как египтяне, но ездок, как Илия. А кто неудержимого и необузданного жеребца сего – тело свое – не наказывает и не подчиняет себе, но увлекается и обольщается похотями, тот как всадник потопляется сим конем, испытывая гнев Божий и дремлет, т. е. усыпает сном смертным. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **От запрещения твоего, Боже Иаковль, воздремаша вседшии на кони** Сими словами показывает, что смерть Ассириан не естественная была, но ниспосланная от раздраженнаго Бога, Котораго гнев есть таков, что никогда без действия не остается, но всегда совозследствуется исполнением зол. Ибо ежели **запрещение** блаженнаго Петра Ананию и Сапфиру повергло мертвых [[new:act:05:start|(Деян. 5)]], кольми паче запрещение всесильнаго Бога. Оными словами: **вседшии на кони** – описуется гордость и кичение Ассириан, кои не на Бога, но на **коней** своих уповали. В духовном же разуме сим означается, что раздраженный Бог имеет казнить вечною смертию как диавола, яко всадника, так и человека грешника, яко **коня**, который гнусным образом попустил диаволу всесть на себя, и восхотел управляем быть от него. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **От запрещения твоего, Боже Иаковль, воздремаша вседшии на кони** См. Толкование на [[old:ps:075:06#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 75:6]] [<10>]