[<10>] ====== Толкования на Пс. 76:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми** Начиная псалом Идифуму, научает, что Господь близок к призывающим Его. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми** То есть, усердно принес я молитву, и вскоре получил просимое. Потом показывает время сего. ===== Евфимий Зигабен ===== **Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми** **Гласом моим ко Господу воззвах**. Я, говорит, народ иудейский, когда был пленным в Вавилоне, воззвал. Слова //Златоуста//: Что значит: голосом моим. То, что кто кричит на врагов, тот кричит голосом зверей и змий, а кто взывает о спасении своем, тот взывает своим голосом. Слова //Оригена//: Что же значит: ко Господу? то, что голос многих не возносится ко Господу, как не происходящей по воле Господа, а праведника не только молитвенный, но и всякий голос посвящен Господу, потому что он всегда говорит должное, и весь богоугодный, так и мы, когда не молимся Ему предавшись Ему всею душею, но только молимся во время молитвы, мы будем взывать к Богу гласом, но как не молимся чистым голосом, мы не будем услышаны. **Гласом моим к Богу и внят ми** И здесь общий глагол подразумевается: я воззвал. Надобно знать, что начало глагола: воззвах, делает излишним речение: гласом моим, потому что кто взывает, тот громким голосом взывает. Впрочем и это относится к особенности еврейского языка, что в нем употребляются излишние слова, как и здесь, где сказано дважды: гласом моим. Может впрочем сие речение: голосом моим - означать и усиление вопля: я, говорит, воззвал к Богу громко и пламенно: почему Он и помог мне. Слова //Оригена//: Я, хотя Бог и внял мне, по безумию моему не чувствую, что Он внял мне. Но кто простерся вперед и сделал уже успех, тот не бесчувствен в отношении ко вниманию или отвращению Божию. Потому-то и говорит: Ты внял мне, а в другом месте: для чего отвращаешь лице Твое от меня? Слова //Афанасия// и //Евсевия//: Псалом этот учит Идифума не думать, что Бог отстоит далеко от вопиющих к Нему, но что Он близок призывающим Его и что в тесных обстоятельствах должно прибегать к одному Богу и у Него находить утешение. Потому-то и в начале (псалма) говорит: голосом моим к Богу, и Он внял мне. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 2-3 **Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми. В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред ним, и не прельщен бых: отвержеся утешитися душа моя** Здесь не простая жалоба приносится **к Богу** как некоторые толковники мнят, аки бы Пророк удивлялся тому, что **Бог**, Который прежде милостивно внимал молитвам его, ныне не слышит их, и что он без успеха призывает Его. Нам вероятнее мнится, что он глаголет здесь или о настоящей **скорби** своей, или воспоминает о прошедших бедствиях. Но первое мнение приличнее месту сему. Пророк объявляет, коликою печалию был он объят при настоящих бедственных обстоятельствах. Но, во-вторых, повествует, что он не на воздух произносил свой вопль, как многие, не терпя болезней, безразсудно делают, но прямо **к Богу глас** свой обращал, когда нужда исторгла вопль, аки бы сказал: когда я взывал, то **глас мой к Богу** возносился, а не на воздух изливался. Потом показывает, что он в прилежном молении не ослабевал, хотя и часто надлежало вопли повторять. Сугубое повторение имени Божия служит к подтверждению веры его, а союз – **и** – полагается вместо наречия винословнаго – «ибо»: аки бы сказал – я взываю **к Богу**, ибо Он милостив и внимателен ко мне. В следующем стихе яснее изображает, коль бедственно и долговременно было страдание церкви. Ибо когда говорит, что он **в день скорби** искал **Бога** и руки свои **нощию** простирал к Нему, то сие разделение означает безпрерывное продолжение времени. Последния слова стиха должно разуметь так, что **душа** Пророка хотя никакого утешения ко облегчению страданий не обретала, однако он не преставал простирать рук своих **к Богу**. Ибо искать **Бога днем** и **нощию** не что иное есть, как непрестанно молиться. И потому часто случается, что те, которые таким образом ищут, обретают **Бога**, Котораго чрез умозрение или чрез чтение обрести не могли. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми** Часто, говорит он, обращался я (прежде) с молитвою к Богу, и каждый раз Бог внимал мне. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми** //В день великих бедствий я обращаюсь с молитвой ко Господу. Я лишился сна и отдаюсь размышлениям: неужели Господь навсегда отвернулся от своего народа и уже не будет изливать на него своих милостей// //"Я буду взывать"// - буду постоянно молить Бога об оказании помощи своему народу. - //"Он услышит меня"// - писатель питает надежду, что его искренняя молитва вызовет благоволение Божие. Этой верой определяется дальнейшее содержание псалма, когда автор от изображения тяжелых событий своего времени переходит к указанию благодеяний Бога в прошлом еврейской жизни и перечислением этих благодеяний заканчивает псалом. Его вопль, поэтому, не вопль отчаяния и безнадежности, а горькая, но согретая надеждой молитва. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 2–3 **Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми. В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых: отвержеся утешитися душа моя** Желая выразить свои скорбные чувства по случаю испытываемого народом его бедственного положения, псалмопевец говорит, что он по случаю тяжкой **скорби** своей не мог удержаться от громких воплей, но эти вопли были обращены не к человеку и не в пустое пространство изливались, как это бывает иногда у людей малодушных и маловерных, но были обращены с усердною молитвою к Господу Богу. И этот молитвенный вопль, этот **глас** скорбящей души не был напрасен: Господь слышал его и внимал мне, говорит он, **и внят ми**. И не только днем, продолжает он, но и ночью я искал Бога, простирал к Нему руки, и я не был обманут, не **прельщен бых**, т.е. в непрестанной молитве к Богу и уповании на Него я находил некоторый покой душе моей, когда она уже не могла найти никакого утешения среди людей: **отвержеся утешитися душа моя**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]