[<10>] ====== Толкования на Пс. 76:10 ====== ===== Прп. Амвросий Оптинский ===== **еда забудет ущедрити Бог? или удержит во гневе своем щедроты своя** Многие из христиан и верующих, по слабости человеческой и малодушию своему, особенно в скорбях и болезнях, имеют обычай нередко говорить: забыл меня Бог (или нас). Вот святой Давид за это и упрекает нас псаломскими словами: **Еда забудет ущедрити Бог, или удержит во гневе Своем щедроты Своя?** Слова эти показывают, что Господь изливает щедроты Своя на создание Свое не только тогда, когда люди ведут себя как следует, но и тогда, когда они прогневляют Господа, как сказано в Евангелии, что Всеблагий Господь, по милосердию Своему, //солнцем Своим сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и неправедные//. Сам Господь через другого пророка глаголет к созданию Своему: //аще же и забудет... жена... изчадия чрева своего... Аз не забуду тебе// [[old:is:49:15|(Ис. 49:15)]]. **//Письма.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Еда забудет ущедрити Бог? или удержит во гневе Своем щедроты Своя** Но снова утешал я себя, разсуждая, что щедролюбивый Бог не потерпит, предать как бы некоему забвению дела наши, и как бы некоею стеною преградит гневом источники милости. ===== Евфимий Зигабен ===== **Еда забудет ущедрити Бог? или удержит во гневе своем щедроты своя** Хотя сии слова, по-видимому, подобны выше сказанным, однако они выражают и нечто большее, т. е. что Бог, по естеству, щедр и милостив, подобно тому, как и свет, по природе, светел, и огонь естественно жжет. Посему, будучи таковым, Бог не отринет естественной своей милости. Из сих слов Давид понял, как разрешить недоумение свое, то есть, что Бог не отвратится от иудеев на веки и не отсечет от них милости своей и не прекратит слова и не забудет ущедрить, но что только по множеству и великости грехов предает их наказанию. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **еда забудет ущедрити Бог? или удержит во гневе своем щедроты своя** Пророк продолжает слово, будучи в недоумении своем; однако намерение его не то, чтоб колебаться в надежде, но чтоб более подкрепить оную. Ибо вопрошает не о вещи сомнительной, но так, как бы сказал: ужели **Бог** забыл Себя Самого? или переменил существо Свое? Ибо **Бог** не может быть **Богом**, не быв купно милостив. Признаться должно, что Давид, яко человек, не мог не поколебаться иногда, так как бы имел железное сердце: но он чем сильнее колеблем был, тем тверже придерживался учения сего, что благость Божия так сопряжена с существом Его, что невозможно не быть Ему милосердым. Ту же силу имеет и последний член: **или удержит во гневе Своем щедроты Своя?** Ибо удобнее Богу удержать **гнев** Свой, нежели милость **Свою**. Сего ради аще и праведно гневается на грешников, обаче и в самом **гневе** не удерживает милости Своея, но изливает ю, и тако **гнев** укрощает. Сие изречение, что **Бог** есть долготерпелив, косен ко **гневу**, и удобопреклонен к прощению, – всегда было в употреблении у святых Пророков. Почему и Аввакум в песни своей употребил оное, сказав: //**во гневе** милость Твою помянеши// [[old:avm:03:02|(Авв. 3:2)]]. Пророк убо отсюду заключает, что наказание, которое он чувствует, не воспрепятствует **Богу** паки умилостивиться и обычныя благодеяния явить ему: понеже не иначе, как на краткое время гневается, паче же и знаки **гнева** являя, нежно любит тех, коих наказует. Правда, **гнев** Его вечно пребывает на ожесточенных и нераскаянных, но Пророк, полагая себя в числе сынов Божиих и говоря о прочих верных, от невозможнаго справедливо доказывает, что временный **гнев** Божий не пресекает течения милости. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Лопухин А.П. ===== **еда забудет ущедрити Бог? или удержит во гневе своем щедроты своя** См. Толкование на [[old:ps:076:08#lopuxin_ap|Пс. 76:8]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **еда забудет ущедрити Бог? или удержит во гневе своем щедроты своя** См. Толкование на [[old:ps:076:08#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 76:8]] [<10>]