[<10>] ====== Толкования на Пс. 76:12 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Помянух дела Господня: яко помяну от начала чудеса Твоя** **Яко помяну от начала чудеса Твоя.** Размыслил я, сколько благ даровал им Бог, и каким воздали Ему злом Иудеи. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 12-13 **Помянух дела Господня: яко помяну от начала чудеса Твоя. И поучуся во всех делех Твоих, и в начинаниих Твоих поглумлюся** Предложу на среду все чудеса Твои, совершенныя у нас, и непрестанно размышляя о них, не отвергну благих надежд. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 12-13 **Помянух дела Господня: яко помяну от начала чудеса Твоя. И поучуся во всех делех Твоих и в начинаниях **(распоряжениях)** Твоих размышляти буду** Делами Господа Давид называет здесь наказания, которым Бог предает людей на пользу. Здесь подразумевается общее место: и я сказал; в то время, говорит, я сказал, что я буду воспоминать от начала миpa произведенные Тобою, Господи, чудеса; поелику воспоминание о них, по словам //Феодорита//, доставляло мне утешение и я буду углубляться, т. е. в непрерывные размышления о различных путях домостроительства Твоего, Господи, для спасения людей. Другой говорит: Смотри, что после изменения Христа, то есть, уподобления нам, говорит: я вспомнил о делах Господа, что ко Христу имеет отношение распростертие рук Моисея и израильская победа, облак, море, камень, манна, изречение: посему оставить человек отца, две жены Авраама, имеющие значение иносказательное. Блаженно это поучение, когда кто поучается не в словах, не в выражениях, но во всех делах Божиих. Ибо что по заповеди Божией совершается нами, то принадлежит Богу, от которого зависит всякий успех человеческий: не мое, говорит, дело исправить невежество, но у каждого есть свое особенное дарование от Бога: один так, а другой иначе. Итак если дарование Божие, то неведение не мое дело, а посему твоя речь да не будет мирская. Раскрывая свои уста для слова Божия, смело говори: в распоряжения Твои буду углубляться. Слова //Исихия//: Вычисляя древние чудеса, которые Бог произвел для нас, говорит: что (Бог), взяв персть, произвел из нее разумное животное и сотворил его по своему образу; что насадил рай и снова заключил его, что навел потоп, которым наказывает и спасает; что для нас сверх естественного закона, изобрел письменный, а сверх оного и пророчество. Ибо распоряжения Божии состоят в том, что Он употребляет способы ко спасении рода нашего, во что углубляется пророк, вникая, что из упомянутых вещей спасает человека. Но найдя не то, а другое, тотчас сие и прибавляет: Боже! во святом путь Твой, потому что никто не может придти к Отцу, как только чрез Христа, Который по истине Свят как Бог, по словам безыменного толковника. **//Толковая Псалтирь.//** ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 12-13 **Помянух дела Господня: яко помяну от начала чудеса твоя, и поучуся во всех делех твоих, и в начинаниих твоих поглумлюся** Сие воспоминание дел Божиих различествует от онаго, о котором упомянул в стихе [[old:ps:076:04|Пс. 76:4]]. Ибо тогда, как бы издали, взирал на благодеяния Божии, которыя не могли еще облегчить или уменьшить скорбь его, а здесь взирает на них ближе, **яко** на известныя свидетельства всегдашния милости, и потому с большим движением духа повторяет изречение, между тем полагая еще и подтверждение. Ибо частица **яко** в сем месте положена вместо воистинну. Почему, **яко** победитель, радуется и веселится, воспоминая дела Божии; понеже крепко удостоверен есть, что Бог таков же будет к нему, каков был сначала. Во втором члене величественными словами превозносит Божию силу, которую явил Он во избавлении рабов Своих. Сущность слов состоит в том, что чудная сила Господа Бога, которую всегда употреблял Он, защищая рабов Своих, довлеет к преодолению всех скорбей и страданий, ежели только мы прилежно будем разсуждать о ней и памятовать чудныя дела Божии. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 12–13 **Помянух дела Господня: яко помяну от начала чудеса Твоя, и поучуся во всех делех Твоих, и в начинаниих Твоих поглумлюся** Хотя и прежде, как бы так говорит псалмопевец, немало размышлял я о событиях и делах времен давно минувших [[old:ps:076:06|(ст. 6)]], но особенную пользу от тех размышлений получил я тогда, когда, уразумев// изменение десницы Вышняго// (которая, по словам блж. Феодорита, из подававшей обыкновенно благо, ныне как бы изменилась и стала наказывать [6, с. 364]), стал **вспоминать дела Господня**. Тогда, о Боже! Как только припомню **от начала чудеса Твои** и вдумаюсь **во все дела Твои** и **о начинаниях Твоих размыслю**!.. Тут на мгновение прерывается вдохновенная речь псалмопевца, который как бы затрудняется, какими словами достойнее выразить величие дел Божиих. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]