[<10>] ====== Толкования на Пс. 76:19 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Глас грома твоего в колеси, осветиша молния твоя вселенную: подвижеся и трепетна бысть земля** **Глас грома Твоего в колеси**. **Громом** называет евангельское слово, огласившее поднебесную; Поэтому и Евангелиста наименовал Господь сыном громовым; а под именем колеса разумеет человеческую жизнь, что можно видеть и у Иезекииля [[old:iez:01:20|(1,20)]]. Поэтому, смысл речи как бы таков: евангельское слово Твое передается всему человеческому роду. **Осветиша молния Твоя вселенную**. Какие же это молнии? Не те ли, которые облистали нас духовным светом, т. е. святые Апостолы и Евангелисты, которым Спаситель сказал: //вы есте свет мира// [[new:mf:05:14|(Мф. 5,14)]]? **Подвижеся и трепетна бысть земля**. Это значит: спасительная проповедь соделалась слышимою живущим по всей земле, и всех объял целомудренный страх, по сказанному: //работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом// [[old:ps:002:11|(Пс. 2,11)]]. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Глас грома твоего в колеси, осветиша молния твоя вселенную: подвижеся и трепетна бысть земля** См. Толкование на [[old:ps:076:17#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 76:17]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Глас грома твоего в колеси, осветиша молния твоя вселенную: подвижеся и трепетна бысть земля** **Глас грома твоего в колеси** В [[old:ish:14:24|14]]-й главе, Исхода написано: и привел Господь в смятениe полк Египтян и связал оси в колесницах их и вел их принужденно. Сиe-то имея в виду, Давид говорит, что голос грома Твоего ударил на всякую колесницу, по выражению //Феодорита//, ибо колесом называет колесницу –частно-целое, потому что колесница, говорит, везется на колесах. Поелику же от грома сего устрашились кони, везшие колесницы; то от сего связались и сплелись одна с другою оси, на которых обращались колеса. Можно понимать сии слова и в высшем смысли, что голос Богословия находится в колесе—в таком человеке, который мало прикасается к земли, как и колесо мало, или одною только чертою прикасается к земли, иначе в том человеке, который не более заботится о земном, как сколько требует того удовлетворение крайним нуждам тела его, а в отношении ко всему прочему он выше дольнего и земного. Слова //Божествен. Василия//: А что Евангелие есть гром, то сие показывает переименование от Господа учеников названных сынами грома. Посему голос грома сего находится не во всяком, но только в том, который достоин называться колесом, ибо, говорит, голос Твой в колесе – в том, который простирается вперед, малою только частью, на подобие колеса, прикасаясь к земле. //Оригена//: Каждый святый не угловиден и не имеет ничего искривленного, но подобен колесу тем, что прикасается в земле малою частью и в таком только (человеке) бывает голос мудрости, который ничего не имеет искривленного. А грешник то в том, то в другом не прям, и если молится, то в углах молится. – //Безыменного//: Колесом называет весь мир: и у Иезекииля колесом в колесе названа человеческая жизнь. Ибо небо имеет круглый вид; солнце также непрестанное имеет кругообращениe; почему и Зоровавель говорит в книге Ездры: высоко небо и быстро в течении солнце, потому что обращается вокруг неба и опять возвращается на свое место в один день [[old:3ezd:04:34|(3 Ездр. 4,34)]]. Слова //Олимпиодора//: Жизнь называется колесом по причине движения и круговращения, как сказано: голос грома Твоего в колесе. Итак прежде нежели вращающееся сие колесо, т. е. жизнь низринет нас в ров, позаботимся, говорит, о своем спасении. Святаго //Нила//: Презирай колесо жизни, беспорядочно вращающееся, и берегись ямы, в которую оно ввергает дремлющих в ней. //Григория Богослова// в ямбических стихах: Колесо непостоянное – эта краткая и многообразная жизнь. То движется вверх, то увлекается вниз, ибо не стоит, хотя и кажется твердо стоящею. – Когда бежит, останавливается, и когда останавливается – бежит, много скачет, a успеха в беге не имеет. Влечет и увлекает своим движением все стоящее, изображая сим ничтожество жизни, или что она дым или сон или цвет травный. **осветиша молния Твоя вселенную** Блистательность, говорит, чуда на Чермном море сделалась видимою для всей вселенной. Другой говорит: Чувственные молнии и громы пусть обращают нас к производящему громы и молнии Богу. Ибо чудо в них то, что внезапно появляющаяся озарения освещают вселенную, так что разодевается ночная тьма, ибо не только солнце разсеевает тьму, но и молния. А о силе громов говорит Иов: силу грома Его кто знает, когда Он его производит [[old:iov:26:14|(Иов 26,14)]]. Безыменный писатель молниями называет дарования Святаго Духа, освящающие всю вселенную. Слова //Афанасия//: Кто такие суть молнии, как не те, которые производят в нас умственный свет – святые Апостолы и Евангелисты, которым Спаситель говорил: вы свет миpa. А слышною по всей земле была спасительная проповедь, от которой чистый страх объял всех, как сказано: //работайте Господу со страхом, и радуйтесь Ему с трепетом//. **подвижеся и трепетна бысть земля** Земля, говорит, то есть, все люди на земли поколебались и устрашились, когда услышали и узнали о произведенных Тобою, Господи, чудесах в Египте и на Чермном Mopе и в пустыне для народа Твоего – Израиля. Посему и Раав блудница говорила к соглядатаям Иисуса: страх ваш напал на всех; ибо мы услышали, что Господь Бог изсушил Чермное море пред лицем вашим [[old:nav:02:09|(Иис. 2,9)]]. Также было и в пришествие Христово: от пречудного Его голоса и блистания дел Его и сияния чудес поколебалась земля, т. е. стала слышною по всей земле спасительная проповедь о Боге. ===== Апрингий ===== **Глас грома твоего в колеси, осветиша молния твоя вселенную** См. Толкование на [[new:otkr:04:05#apringij|Откр. 4:5]] ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Глас грома твоего в колеси, осветиша молния твоя вселенную: подвижеся и трепетна бысть земля** См. Толкование на [[old:ps:076:18#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 76:18]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Глас грома Твоего в колеси, осветиша молния Твоя вселенную: подвижеся и трепетна бысть земля** **В колеси** – как и мы употребляем вместо «вокруг» – «колесом»; объясняют также: громы Твои ударяли в колесницы фараона, а иные думают, что здесь Бог изображается, как бы едущим на громовой колеснице. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Глас грома твоего в колеси, осветиша молния твоя вселенную: подвижеся и трепетна бысть земля** //Глас грома Твоего в колеси.// По Феод., ударами грома Господь связал колеса колесниц египетских в Чермном море; ибо так повествует Моисей [[old:ish:14:12|(Исх. 14:12,]] [[old:ish:14:02|2)]]. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Глас грома твоего в колеси, осветиша молния твоя вселенную: подвижеся и трепетна бысть земля** См. Толкование на [[old:ps:076:18#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 76:18]] [<10>]