[<10>] ====== Толкования на Пс. 77:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 15-16 **Разверзе камень в пустыни и напои я яко в бездне мнозе: и изведе воду из камене и низведе яко реки воды** Может быть кому-нибудь покажется, что пророк дважды указал на одно и тоже чудо; на самом же деле – нет, потому что Моисей дважды извел воду из скалы, – первый раз в пустыне Хорив, другой раз – в Кадисе, где умерла и погребена Мариам; и в обоих случаях в великом изобилии, почему и говорится: **«из великой бездны»**, и вода по ее изобилию сравнивается не с одною рекою, а со многими. Это служило доказательством, что совершавшиеся для них чудеса были истинными, а не мнимыми. **//Беседа на псалом 77.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Разверзе камень в пустыни, и напои я яко в бездне мнозе** потому что извел из него не несколько капель, но источник, достаточный для многих тысяч. И сие Пророк яснее показал в присовокупленном. ===== Евфимий Зигабен ===== **Разверзе камень в пустыни, и напои я яко в бездне мнозе** Это было в пустыне подле горы Хорива, как повествует о сем книга Исход. Под бездною разумеет множество вод. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 15-16 **Разверзе камень в пустыни и напои я яко в бездне мнозе: и изведе воду из камене и низведе яко реки воды** Здесь другой знак отеческия любви выводит Пророк на среду, дабы показать, коликое попечение имел Бог о спасении народа онаго. Почему не просто говорит, что Бог **напоил** Израильтян водою, но что сделал сие чрезъестественным образом. Случается часто видеть, что **воды** текут из гор, и испытатели естества знают отчего: но камень, пораженный Моисеем, был не гора, но совершенно сухой и твердый. Откуду следует, что **вода** оная была **изведена** не из источника некоего, но из самой средины камня, аки из глубочайших бездн, или из самаго центра земли. То же самое подтверждает и в следующем стихе, говоря, что где не было прежде ни одной капли **воды**, там появились целыя **реки**, великия и обширныя. Ибо ежели бы один малый ручей потек, то безбожные люди могли бы иначе протолковать чудо и затмить Божию милость. Но когда **вода** в толиком изобилии вдруг и нечаянно потекла, то кто не видит, что здесь переменен был чин природы, а не сокровенная под землею жила открылась? Впрочем, поелику Бог дважды явил такое чудо, **изведши из камене воду** первее в Рафидине, как повествуется в книге Исхода [[old:is:17:01|(Исх. 17:1)]], потом в пустыне Син, как повествуется в книге Числ [[old:chis:20:01|(Чис. 20:1)]], сего ради Пророк не без причины дважды упоминает здесь о **камени**. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Разверзе камень в пустыни и напои я яко в бездне мнозе** **Яко в бездне мнозе** – так обильно, как в море. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 15–16 **Разверзе камень в пустыни и напои я яко в бездне мнозе: и изведе воду из камене и низведе яко реки воды** Продолжая то же обличение вероломных израильтян, пророк говорит далее о других чудесах, которые Господь Бог сотворил для них во время путешествия их по пустыне, именно он говорит о двух случаях чудесного изведения воды из камня, из которых первое описано в книге Исход [[old:ish:17:01|(Исх. 17:1–7)]], где повествуется, что когда все общество народа израильского расположилось станом в Рефидиме, и не было воды для питья, то народ с ропотом и укоризнами стал требовать от Моисея воды. Тогда Господь повелел Моисею взять некоторых из старейшин израильских и тот жезл, которым он чудодейственно ударял и разделял воды моря, и идти с ними к скале горы Хорива ударить жезлом в скалу. Когда Моисей исполнил повеление Божие, Господь **разверзе камень**, и из скалы потекла вода в таком множестве, что ею напоены были многие тысячи народа и скота (**напои я яко в бездне мнозе**). О другом случае рассказано в книге Чисел [[old:chis:20:01|(Числ. 20:1–11)]] таким образом: //и пришли сыны Израилевы всем обществом в пустыню Син и остановились в Кадисе, и не было там воды ни для народа, ни для скота. И возроптал народ на Моисея и Аарона, говоря: для чего вывели вы нас на это негодное место, где нет ничего, даже воды для питья? И пошли Моисей и Аарон ко входу скинии и пали на лица свои, и явилась им слава Господня. И сказал Господь Моисею: возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, и скажите в глазах их скале, она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы и напоишь общество и скот его.// И хотя Моисей не в точности исполнил это повеление Господне, тем не менее Господь **извел воду из камня**, и потекла она в таком множестве, **яко реки воды**. В обоих этих случаях наглядным образом обнаружена сверхъестественная, чудодейственная сила Божественная, так что эти два чуда воочию свидетельствуют: с одной стороны, о всемогущей силе Божией, которая побеждает естества чин и всегда, когда только благоугодно Господу, разрушает законы природы, а с другой – о Его отеческой любви к Своему народу, покровительствующей ему и пекущейся о его спасении. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]