[<10>] ====== Толкования на Пс. 77:32 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 32-33 **Во всех сих согрешиша еще и не вероваша чудесем Его: и изчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием** Пророк удивляется неверию и жестокосердию иудеев, – что они оставались бесчувственными не только к получаемым благам, но и к наказаниям, и грешили опять, т.е. прилагали грехи к гре­хам. Поступали же они таким образом потому, что не верили в чудеса Божии, т.е. не имели ни уверенности, ни веры. Как обычно бывает с нечестивыми, они думали, что совершающиеся знамения и чудеса случаются сами собою. Потому и дни их были весьма недоста­точны. Недостатком же пророк называет, конечно, не кратковре­менность, а отсутствие добродетелей, потому что кто не живет добро­детельно, тот, хотя бы прожил и много лет, все-таки умирает в недостатке дней, т.е. преждевременно, не принесши тех плодов, ради которых он и вступил в жизнь. Вот почему Писание называет исполненными дней Авраама и Иова, хотя многие прожили и большее число лет [[old:gen:15:08|(Быт.15:8]]; [[old:iov:42:16|Иов.42:16)]]. **//Беседа на псалом 77.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 32-33 **Во всех сих согрешиша еще, и не вероваша чудесем Его. И исчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием** Греша, впадая в ошибки, и ни мало не промышляя о том, что могло послужить в пользу, предавшись же суетным и безполезным начинаниям, и со всем тщанием приводя их в исполнение, отошли они из сей жизни. ===== Евфимий Зигабен ===== **Во всех сих согрешиша еще и не вероваша чудесем Его** **Во всех сих согрешиша еще** И после всего этого, говорит, т. е. после таких примеров благодеяний и наказаний, они еще во многом оскорбляли Бога, и между прочим боялись обитателей обетованной земли, не веря божественному обещанию. **И не вероваша чудесем Его** Они думали, что это случилось само собою. Давид везде порицает неверие их, за которое они подвергаются бедствиям, и о котором сам Бог говорил: "доколе будет раздражать Меня народ сей? И доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди него?" [[old:chis:14:11|(Числ. 14,11)]]. И Христос называет род Иудейский нeвеpyющим, говоря: "о роде неверный и развращенный!" [[new:mf:17:16|(Матф. 17,16)]] ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 32-33 **Во всех сих согрешиша еще и не вероваша чудесем его: и изчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием** Здесь обвиняет Пророк в сугубой злобе Израильтян: ибо не токмо не поверили Божию слову, но и чудеса **Его** презрели. Сего ради присовокупляет, что казни были удвоены, якоже и чрез Моисея возвестил Бог, глаголя: //аще не послушаете Мене, приложу наказати вы язвами седмижды за грехи ваша// [[old:lev:26:18|(Лев. 26:18)]]. Впрочем, поелику о всем народе глаголет здесь, аки бы сказал, что все без изъятия от мала даже до велика скорою смертию погибли, то, без сомнения, можно относить слова сии к той жесточайшей казни, которая клятвою утверждена была, что все погибнут в пустыни, исключая токмо двух, Иисуса Навина и Халева, кои, быв уже близко к земле Ханаанской, не возвратилися назад. Понеже убо Израильтяне сами заперли себе путь, то в течение четыредесяти лет безчисленное множество пало их в пустыни. В первом месте полагает **дни**, а потом **лета**, дабы показать, что проклятие Божие пресекло нить жизни их посреде течения ея. **Исчезоша убо в суете дние их**, ибо на подобие дыма исчезли: **и лета их со тщанием**, то есть, с великою скоростию протекли. Сие же было праведным мздовоздаянием за ожесточение их. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Во всех сих согрешиша еще и не вероваша чудесем Его** Хотя же Бог во всем этом показал как Свою славу, так и карающую правду, но они и впредь продолжали грешить своим неверием, именно когда соглядатаи возвратились из обетованной земли. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 32–33 **Во всех сих согрешиша еще и не вероваша чудесем Его: и изчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием** По переводу с еврейского и согласно с контекстом речи, слова: **во всех сих** – нужно понимать не как указания на какие-либо предметы и действия, а как указывающие на ожесточение в неверии и нечестии израильтян. Пророк говорит как бы так: Господь Бог постоянно оказывал милости евреям, и в Египте, и в пустыне, и многократно подвергал их наказаниям, но ничто не вразумляло их: при всем том (**во всех сих**) они опять и опять продолжали грешить своим упорством в неверии, они **не вероваша** столь очевидным **чудесам Его**. Не веруя в попечительный о них Промысл Божий, они предавались беспечности и не радели об исполнении воли Божией, а, забывая о чудесной помощи Божией, постоянно им оказываемой, они выражали боязнь перед жителями земли обетованной и вместе с тем хлопотали только об удовлетворении своих плотских похотений. Проведенная в таком духе и направлении жизнь их в пустыне, названная пророком суетною, скоро прошла, исчезла как дым:** изчезоша в суете дние их**. И хотя такая жизнь продолжалась в течение сорока лет, но согласно проведенному определению о них Божию [[old:chis:14:23|(Числ. 14:23]], [[old:chis:29:30|29–30)]], эти **лета их изчезоша со тщанием**, т.е. быстро, по переводу с еврейского – «в смятении». //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]