[<10>] ====== Толкования на Пс. 77:39 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И помяну яко плоть суть, дух ходяй и не обращаяйся** Умилосердился, говорит, над ними Бог, хотя видел, что совершенно предались они плоти, то есть плотскому мудрованию, и что дух их всегда устремлен к плотскому вожделению, и не обращается к покаянию и к тому, чтобы взыскать Бога всею душою. Итак, не по иному чему, а по единому Своему человеколюбию, умилосердился над ними и спас их Бог. А потому, Псалмопевец и сказал предварительно: //Той же есть щедр и милостив// ([[old:ps:077:38|Пс. 77:38]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И помяну, яко плоть суть, дух ходяй и не обращаяйся** Как может Бог забыть о нашей природе или нашей слабости? Оче­видно, это говорится о воплотившемся ради нас Сыне, который не только как Творец знает нашу природу, но воплотившись узнал самим опытом нашу слабость, почему Павел и говорит о Нем: //«хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию»// [[new:evr:05:08|(Евр.5:8)]], и еще: //«ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь»// [[new:evr:02:18|(Евр.2:18)]]. Итак, поелику //«Слово стало плотию»// [[new:in:01:14|(Ин.1:14),]] Он вспомнил, что мы – плоть, т.е. по опыту узнал немощность нашей плоти. Плотью пророк называет всего человека, почему и присовокупил: **"дух, выходящий и не возвращающийся»**. Для нас нет уже возврата к настоящей жизни; поэтому мы и должны бодрственно совершать свой путь, на который ни в каком случае не можем воз­вратиться. **//Беседа на псалом 77.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И помяну, яко плоть суть, дух ходяй и необращаяйся** Ибо знал немощь их естества, знал, что, по истечении не долгаго времени, приимуть конец жизни. ===== Евфимий Зигабен ===== **И помяну, яко плоть суть, дух ходяй и не обращаяйся** Потому еще долго терпел, что они были плоть, т. е. существа слабые и не долговременные, и дух не пребывающий с жизнью, но уходящий отсюда и не возвращающийся назад к земной жизни. Выражение: //помяну// в Писании часто относится к Богу и оное нужно понимать в метафорическом смысле. Подобно тому, как мы говорим, что Бог забывает кого либо, когда медлит оказывать свою помощь труждающимся и сокрушенным, так, напротив, человекообразно говорим, что Он вспоминает, когда скоро им помогает. Такой оборот речи прор. Давид часто употребляет, приспособляясь к привычкам читателя. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **И помяну, яко плоть суть, дух ходяй и не обращаяйся** Здесь приводит другую причину, чего ради Бог не употребил всея силы Своея противу людей, по естеству своему слабых и тленных. Ибо слова, которыя здесь полагает Пророк, означают тленность и бедное состояние людей. **Плоть** с **духом** часто соединяет Писание по противоположности не токмо там, где чрез **плоть** разумеется растленное естество человеческое, а чрез **дух** целость, которую получают сынове Божии чрез отрождение, но и там, где люди нарицаются **плотию** потому, что нет в них ничего твердаго и крепкаго, как то у Исаии нарицается Египет **плотию**, а не **духом**[[old:is:31:03| (Ис. 31:3)]]. Но Пророк в одном и том же разуме положил здесь и **плоть** и **дух**, первым словом означая людей, подверженных тлению и гнилости, а другим – ветр, или нечто подобное тени. Ибо как люди неприметно приближаются, или паче, непрестанно текут к смерти: сего ради сравнивает их с ветром преходящим, который в самом движении своем пропадает и опять не возвращается. Ибо мы по совершении течения не начинаем новыя жизни на земли, как то и у //Иова// [[old:iov:04:10|(Иов. 14:10)]] сказано: //муж умерый отъиде, пад же человек к тому несть//. Отсюду видим, куда клонится мысль Пророка. Он разумеет, что Бог терпел Иудеев по милости Своей, не потому, что были достойны ея, но что тленное и гибнущее состояние их требовало пощады. Подобное сему изречение увидим во Псалме [[old:ps:102:15|Пс. 102:15‐16]], где Пророк глаголет так: //человек яко трава, дние его яко цвет сельный, яко дух пройде в нем, и не будет и не познает ктому места своего//. Впрочем, когда говорит Пророк, что люди по совершении течения своего не возвращаются, тем не исключает надежды будущаго воскресения. Ибо разсуждает токмо о свойстве тела человеческаго и о земном состоянии людей, а обновление в жизнь небесную есть чудо, несравненно вышшее природы. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **И помяну, яко плоть суть, дух ходяй и не обращаяйся** См. Толкование на [[old:ps:077:38#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 77:38]] [<10>]