[<10>] ====== Толкования на Пс. 77:56 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И искусиша и преогорчиша Бога вышняго, и свидений Его не сохраниша** **И искусиша и преогорчиша Бога Вышнего.** Псалмопевец имеет в виду идолослужение во времена судей и царей. **И свидений Его не сохраниша.** **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И искусиша и преогорчиша Бога вышняго, и свидений Его не сохраниша** Пророк указывает двойной грех иудеев. Они, говорит, не только искушали, но и огорчали, а огорчают те, кто искусивши раз, искушает второй раз и делает это многократно. Если поступать так и в отношении к простому человеку составляет тяжкое преступление, то тем более – в отношении к Богу вышнему, который по Своей беспредельности не доступен нашему испытанию. За это самое упрекал Дух Св. иудеев и чрез пророка Исаию: //«слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего?»// [[old:is:07:13|(Ис.7:13)]]. Кроме того, псалмопевец указывает еще и на то, что они **«уставов Его не ...хранили"**. Они нарушали даже и то, что Бог заповедал и подтвердил с угрозою, и это было делом крайнего высокомерия и неверия. **//Беседа на псалом 77.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И искусиша и преогорчиша Бого Вышняго, и свидений Его не сохраниша** После многих и великих благодеяний продолжали нарушать закон и преступать заповеди Божии. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 56-57 **И искусиша и преогорчиша Бога вышняго, и свидений его не сохраниша: и отвратишася и отвергошася, якоже и отцы их: превратишася в лук развращен** Вошедшие в землю обетования были сыновья тех, трупы которых, как мы сказали выше, пали в пустыне. Потомки их также искушали и огорчали Господа, как написано в книге Судей: "восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю; тогда стали сыны Израилевы делать злое перед очами Господа, и стали служить Ваалам" [[old:sud:11:10|(Суд. 11,10-11)]]. Под //свидениями// же разумеет божественные свидетельства. Отвратились же они от Бога и отреклись от Него, подражая своим предкам, сделавшим тельца в пустыни. **Превратишася в лук развращен** Обратились от благочестия к нечестию, как кривой лук. Предлог //в// поставлен вместо союза //как//. Ибо как кривой лук не верно направляет к цели свои стрелы, так и развращенный ум их не следует верно божественным мыслям. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 56-58 **И искусиша и преогорчиша Бога вышняго, и свидений его не сохраниша: и отвратишася и отвергошася, якоже и отцы их: превратишася в лук развращен: и прогневаша его в холмех своих, и во истуканных своих раздражиша его** Здесь паки укоряет Израильтян за то, что будучи толико облагодетельствованы, не преставали противиться **Богу**, паче же по жестокости своей и совсем свергли с себя иго повиновения. Что значит глагол **искусиша**, о том сказали мы выше. Но Пророк присовокупляет к тому еще общий глагол, **преогорчиша**, потом, **и свидений Его не сохраниша**. А сими последними словами яснее открывает явную и самую грубую непокорность Израильтян, которые, ведая совершенно обязанность свою, да еще и закон имея в руках своих, отреклися повиноваться **Богу**. Ибо **свидением** закон нарицает здесь, поелику **Бог** на сем основании обязался с народом оным, так как и люди на известных законах соглашаются между собою. Но все противное вышло. **Бог** усыновляет его Себе: но народ, презрев благоволение **Его**, добровольно отрекается. **Бог** собирает его под криле Свои, но народ легкомысленно стремится к разсеянию. **Бог** обещает ему быть вместо отца, но народ не хощет быть сыном. **Бог** показывает ему путь спасения, но народ, заблуждая, самопроизвольно подвергает себя погибели. Отсюду Пророк заключает, что народ сей во все времена и веки был нечестив и зол. Но здесь паки заметить должно, что и потомки его ни за какое беззаконие так строго не осуждаются, как за то, что весьма подобны были **отцам** своим, дабы никто безумно, подражая им, не защищал себя примером их, так как бы имел справедливый предлог к извинению. Потом весьма приличным подобием, которое употребляет и //Осия//[[old:os:07:16| (Ос. 7:16)]], изображает легкомыслие их. Якоже бо стрельцы, стреляющие из слабых и худо натянутых **луков**, часто ошибаются, так и о них Пророк глаголет: **превратишася в лук развращен**, то есть, сделались подобны испорченному **луку**, который не туда мещет стрелы, куда бы метать надлежало; или просто, пошли косвенным, а не прямым путем, дабы уклониться от **Бога**, и не быть под рукою **Его**. Наконец и образ уклонения или отступления износит на среду, глаголя: **и прогневаша Его в холмех своих, и во истуканных своих раздражиша Его**, которыми словами ясно свидетельствует, что Израильтяне явно отступили от веры и от повиновения **Богу**. Ибо будучи совершенно уверены, что где нет Божия слова, там нет и истиннаго Богослужения, презрели закон и устремились к идолам. Таковый плод всегда производит презрение закона, и те, кои лучше хотят последовать своим мудрованиям, нежели покоряться **Богу**, обыкновенно впадают в нечестие, или по крайней мере в грубое суеверие. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 56–58 **И искусиша и преогорчиша Бога Вышняго, и сведений Его не сохраниша: и отвратишася, и отвергошося, якоже и отцы их: превратишася в лук развращен: и прогневаша Его в холмех своих, и во истуканных своих раздражиша Его** Вошедшие в Ханаанскую землю и поселившиеся в ней израильтяне были не лучше **отцев своих, которые искушали и раздражали **Бога в пустыне, за что они и получили должную казнь: все они преданы были смерти в пустыне, не увидав земли обетованной. И эти сыновья и потомки их также искушали и огорчали Господа **Бога Всевышнего** и уставов Его (**свидений Его**) не сохраняли: стали делать злое перед очами Господа и служили Ваалам и Астартам и другим богам разных языческих народов [[old:sud:10:06|(Суд. 10:6)]]; как отцы их поступали, так и они, – отвратились от Бога и отреклись от Него, подобно своим предкам, сделавшим тельца в пустыне. Как кривой испорченный (**развращен**) лук не может направлять стрелы в цель, так и развращенный ум их не последует Божественному закону и обращается от благочестия к беззаконию и нечестию. Войдя в общение и дружбу с соседними языческими народами, они стали подражать их злочестию, совершать жертвоприношения **на холмах** и держать у себя изваянных идолов (**истуканных своих**): «огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его» (по пер. с евр.). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]